Долгожданная премьера: радость встреч и горечь разочарования
Премьеры «Русского варенья» кировские театралы ждали долго: она назначалась, переносилась в связи с ограничениями, снова назначалась и, наконец, случилась. Если в иных общественных местах подуставшие от ограничений кировчане таки норовят побыстрее снять маску, то в театре, казалось, никто и подумать об этом не мог: подвергнуть риску работу служителей Мельпомены и в очередной раз лишиться возможности наслаждаться искусством — ну уж нет.
От масок ли или от благоговейного ожидания предстоящего действа, но не было ни громких разговоров, ни эмоциональных его обсуждений. Занавес и вот они — любимые артисты, каждого из которых ты узнаешь буквально за секунд; как всегда потрясающие, способные к трансформации декорации, и жизнь на сцене начинается.
Теперь о самом спектакле. Здорово, что «Русское варенье» состоялось… состоялось как премьера, как спектакль, как возможность встретиться с актерами — на этом, пожалуй всё.
Ознакомившись (правда, постфактум) с пьесой и отзывами о ней винить глубоко любимый мною театр в странности замысла не приходится. Разве только в том, что произведение было выбрано… Тема, казалось бы, чеховская — бездействие увядающей интеллигенции на фоне меняющегося мира, но то ли интеллигенция измельчала, то ли авторы… Неуместный и необоснованный мат, который жутко режет слух. Это при том, что я далеко не пуританских взглядов и убеждена, что в некоторых случая без «крепкого словца» не обойтись — увы, это не о «Русском варенье». Многое в нем как-то неуместно и затянуто, а ты по привычке ждешь, что вот-вот оно появится, это же «Театр на Спасской»… Но чудо не происходит, спектакль не вызвал отклика.
Зато в очередной раз порадовали артисты Театра, которые даже в весьма спорной постановке выглядят очень сильно. Это и безукоризненная Нина Чернышова, идеально вписавшаяся в образ богемной красотки (хотя мне ее интерпретация придворной дамы в «Обыкновенном чуде» все-таки ближе) и Ольга Чаузова. Об Ольге хочется сказать отдельно, потому как в «Русском варенье» она предстает совершенно в новом для себя амплуа — эдакой светской львицы, успешной писательницы, чье творчество, впрочем, судя по высказываниям семьи, не лишено изьянов. С первых секунд в этой элегантной статной красотке Ольгу трудно узнать, но, как хороша она в этой роли и как безупречна ее пластика — наследие «Миграции» не спрячешь! В каждом новом спектакле Чаузова раскрывает все новые грани свое таланта, а ты, как зритель, не устаешь этому поражаться.
Поэтому особенно жаль, что в целом спектакль «Русское варенье» не сложился… Впервые в жизни видела, что зрители не поднялись с мест для приветствия актеров — аплодисменты были — в благодарность за талант, за проделанную работу, а вот порыва, душевного отклика не случилось.