Киров to Луза

Если когда нибудь случай или судьба забросят вас в Лузу, на север вятского края, не пожалейте времени – поезжайте и в Лальск. А будете в Лальске – зайдите в местный историко-краеведческий музей. Здесь вы найдете неброские сокровища Русского Севера – предметы старины, крестьянского и купеческого быта, которые удалось отстоять у времени. Уникальные памятники архитектуры. И какую то совершенно особую атмосферу, какой, конечно, не встретишь больше нигде.

 

Когда искала расписание поездов, «умный» Яндекс предложил мне билеты по маршруту Киров – Тулуза. И в чем то он, конечно, был прав: предстояла краткая командировка Киров – to Луза. Да простится мне эта «непереводимая игра слов».

Дорога из Лузы в Лальск, маленький город, затерянный в бесконечности вятских лесов и стоящий на берегу речки Лалы, прямо как в Соединенном Королевстве, – местами с левосторонним движением. Двадцать семь километров, которые не вдруг преодолеешь. Здесь уложены бетонные плиты в два ряда. Между ними – неглубокая колея. Для водителя, который едет по этой странной дороге впервые, удержаться на плитах и не сорваться в эту колею, – не самое простое дело. Местные же в любом состоянии едут будто по рельсам. Плиты уложены на полосе, которая ведет в Лузу. Занимался таким «обустройством» дороги лет тридцать назад местный леспромхоз, который большегрузами вывозил лес. Соседняя «полоса», по которой пустые машины возвращались на делянки, повышенных нагрузок не испытывала, а потому осталась без плит. Вполне естественно, что здешние водители предпочитают ехать по бетонке, то есть часть пути до Лальска проезжать по «встречке». С непривычки, конечно, страшновато. Особенно когда машина резко, взметая облака пыли, выруливает на свою полосу – навстречу летит автобус или фура с лесом.

музей в лальске 2

Поближе к поселку (а Лальск еще при Советской власти, в 1927 году, утратил статус города) на поверхность выходит старинная мощеная дорога. Здесь в семнадцатом веке проходил торговый путь через Сибирь в Китай. Местные жители называют его «Великий шелковый путь», хотя, как рассказали сотрудники Лальского музея, к шелковому пути он, конечно, никакого отношения не имеет. А вот тот факт, что здесь проходила дорога в Китай, подтвердили. Известно, что лальский купец Иван Саватеев трижды по государеву указу водил караваны через Сибирь в Китай.

Из Китая в Россию везли чай, фарфоровую посуду, жемчуг и шелковые ткани. И лальские купцы, благодаря которым город достиг своего расцвета, с удовольствием скупали эти товары. Среди прочих хранится в местном музее весьма примечательный экспонат – облачение священника одного из здешних храмов, сшитое из китайского шелка с соответствующим орнаметром.

Вообще, дороги и церкви Лальска – тема для особого разговора. С крутого пригорка на подъезде к поселку открывается необыкновенная панорама и вид на ансамбль Воскресенского собора (1715 года постройки) с колокольней и Благовещенской церкви. Летом все утопает в зелени. И высокая, стройная колокольня и храм будто плывут по зеленому морю. Зимой же белые стены храма растворяются в сиянии безграничных снегов и морозном серебре на ветках деревьев. Красота удивительная! Но красота, увы, исчезающая. Далеко не всем церквям этого городка, а их в свое время было только в самом Лальске семь, а включая окрестности – около двадцати, удалось пережить исторические катаклизмы XX века.

музей в лальске 3

В церкви бывшего мужского монастыря расположился, например, местный Дом культуры. В праздники здесь проходят концерты и прочие мероприятия, работает своя театральная студия. К слову, прежде в Лальске был свой театр, маленькая труппа и даже свое помещение. Редкий случай. На старинных фотографиях, хранящихся в музее, можно увидеть артисток лальского театра и сцены из спектаклей. Возвращаясь к теме непростых судеб местных церквей, нельзя не упомянуть о том, что в Воскресенском храме, ныне закрытом, по рассказам одной из жительниц поселка, во времена Советской власти располагался школьный спортивный зал, где проходили уроки физкультуры. Еще один примечательный храм – Успенский – расположен на территории местного кладбища. Если быть точным, примечателен не столько сам храм, самый «младший» из лальских, построенный в 1791 1796 годах на средства купцов Юрьевых и Максимовых, при том действующий, сколько кладбище со старинными надгробиями. Здесь похоронены священники, купцы, крестьяне, почетные граждане города. На кладбище находится и некрополь с могилами купцов Сумкиных, Шестаковых, Прянишниковых, основателей и владельцев писчебумажной фабрики. В свое время слава об этой фабрике шла по всей стране и далеко за ее пределами. Сейчас она, конечно, в упадке. Прежде здесь выпускался 91 вид продукции, в том числе десятки сортов писчей бумаги, епархиальная, чайная, биварная, картуазная, цедильная, газетная, бутылочная, заверточная и многие другие, занимавшие первые места на международных выставках. Как не без горечи рассказали сотрудники музея (а в нем, конечно, не один стенд посвящен бумажной фабрике, предприятию, сыгравшему значительную роль в истории Лальска), сейчас здесь производят в основном бумагу туалетную.

 

Вообще, именно горечь и боль – гораздо чаще, чем гордость – слышатся в словах музейных работников. О чем бы речь ни зашла. Год культуры, а финансирование сокращают. Оптимизация и «дорожная карта» уже давно стали во многих учреждениях – и не только культурной сферы – понятиями едва ли не ругательными. Прежде в июле в музее была самая горячая пора (в течение года здесь бывает более пяти тысяч посетителей), но нынче отпускников, приезжающих летом в родные края, немного. Уменьшается и постоянное население. А показатели надо наращивать. На вопрос, почему в одном из залов музея стены обиты холщовой тканью, отвечают, что стены были не в лучшем состоянии. Денег на ремонт нет, вот и пришлось выкручиваться. И так – чего ни коснись. Конечно, не хотелось бы о грустном. Тем более что и сам музей, расположенный в особняке, ранее принадлежавшем купцу Прянишникову, директору бумажной фабрики, выделяется из многих подобных ему районных музеев. Но не говорить об этих проблемах, тем более в Год культуры, просто нельзя. Иначе и музей может ждать судьба Лальска, который знал и хорошие времена (по некоторым сведениям, некогда город входил по денежному обороту в восьмерку самых богатых русских городов). И где сегодня настали времена худые.

 

Юлия Ионушайте

фото автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья