О «Мальчиках» — премьерном спектакле Театра на Спасской — на сегодняшний день не написал наверное только тот, кто на нем не был. Все потому, что когда что-то тебя трогает до глубины души, вызывает бурю эмоций и чувств, потрясает и зачаровывает — об этом невозможно молчать.
Безусловно, литературное произведение, положенное в основу спектакля, играет роль в конечной успешности театрального действа, впрочем, каждый из нас наверняка видел массу спектаклей, оказавшихся гораздо лучше и сильнее исходного материала, равно как и наоборот — когда прекрасный текст на сцене вдруг превращался в посредственность. Лично для меня «Мальчики», спектакль в основе которого лежит знаковый роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы», совершенно нельзя рассматривать в данной парадигме. Да простит меня классик и его поклонники, но «Мальчики» — это практически полноправное произведение режиссера Театра на Спасской Егора Чернышова. И я готова аргументировать свое суждение. Во-первых, в «Мальчиках» вы не увидите всего романа (едва ли вообще возможно сценическое его воплощение в полном объеме), здесь представлена лишь история Илюшеньки и Алеши Карамазова. Во-вторых, при том, что диалоги в «Мальчиках» преимущественно Достоевского, их прочтение и подача — Чернышова. И, наконец, атмосфера, сценография и хореография — уж точно заслуга театра, а не писателя.
«Мальчики» поставлены в привычном для Егора Чернышова разговорном жанре, но как же здорово он работает с текстом! Действия, казалось бы, немного — все больше рассуждения, мысли, разговоры, но динамика у спектакля просто потрясающая: ощущение, что все вокруг стремительной меняется в ритме какого-то странного, временами тревожно-страшного танца (кстати, не без этого).
Отдельно стоит сказать об актерском составе. На мой взгляд режиссеру театра потребовалось какое-то время, что понятно и обоснованно, на то, чтобы «прощупать, прочувствовать» труппу. Кроме этого, он вернул Ирека Галлямова, подобрал под себя невероятно талантливую молодежь… И сейчас, что не премьера, то — шедевр. В «Мальчиках» вообще трудно сказать, кто является наиболее ярким персонажем: Алеша Карамазов (Ирек Галлямов) или Николай Красоткин (Эдуард Макарян), молчаливый Илюшенька (Константин Кочнев) или неуемно-говорливая в своем сумасшествии Арина Снегирева (Марина Наумова), а может быть сам Снегирев (Михаил Андрианов) или его лицеистка- дочь (Ольга Чаузова). Это тот случай, когда каждый герой отдельности и все они вместе одинаково важны, значимы, заметны; каждая деталь, элемент декораций, хореография служат тому, что называется театральной магией. Браво, режиссер! Браво, артисты! Браво, театр!