В минувшую субботу собрались мы всей семьей на открытие памятнику Шаляпину у Драмтеатра. Путь наш пролегал через сквер на углу улиц Дерендяева и Спасской, в центре которого сегодня стоит привинченным ржавый рояль.
Как удалось выяснить (спасибо, новостные сайты!), на открытии скульптуры губернатор Никита Белых объяснил: рояль — это подарок от Кировского отделения Союза композиторов России и местных поклонников поп-певцу и композитору Дмитрию Маликову (ну, за одно, видимо, и кировчанам на 640-летие города). Автор арт-объекта Лев Бакштаев подтвердил, что рояль ржавый намеренно: «Мы решили сделать его в стиле «стимпанк». На самом деле, очень круто, что он ржавый. Так мы пытались показать, что у рояля началась собственная жизнь. Когда-нибудь, она завершится — и он исчезнет».
Ну, начнем с того, что стимпанк — ретро-футуристический стиль. Чаще всего это изображение фантастического будущего с точки зрения представителя викторианской эпохи. В кировском же сквере стоит почти точная копия самого обыкновенного рояля — такой инструмент можно увидеть во многих местных культурных заведениях. Только эта копия выполнена из метала и она ржавая. Активно гниет.
В любом случае, главное — какие ассоциации рождает ржавый рояль? Что символизирует этот арт-объект (ведь в скульптуре, как и в любом произведении искусства, главное не что изображено (тема), а что выражено (идея)? Лично для меня установленный в Год культуры, умирающий от разъедающей его ржавчины музыкальный инструмент символизирует упадок в региональном искусстве. Пессимистический взгляд на будущее местной культуры, иронию над ее работниками. Понимать этот арт-объект по-другому — подарок Дмитрию Маликову от кировских корешей за заслуги перед городом (не знаю о таких, но, может, правда, есть за что) ну никак не получается. Хоть бы табличку поставили.
Как никак не вызывал у меня ощущение счастливого детства и радости жизни памятник, установленный в прошлом году также по инициативе и на средства губернатора у Перинатального центра. Про себя я его сразу окрестила «жертвам голода». В СМИ предлагали другие названия — «стирольные дети», например. На сайте студии Артемия Лебедева фото этих детей также было выставлено на обсуждение. Известный московский дизайнер Эркен Кагаров высказал свое мнение: «Я считаю, что любой человек имеет право на свои деньги ставить какие угодно памятники в любом месте только в том случае, если их кроме него никто не увидит. Во всех остальных случаях — это не частное дело». Я подписываюсь под каждым этим словом.
Малые архитектурные формы оживляют наш город, делают его красивее, уютнее и привлекательнее для туристов. Огромное спасибо частному бизнесу и чиновникам, которые готовы жертвовать на них средства (и таким образом вписывать свои имена в городскую историю). НО! Прежде чем их устанавливать, может, стоит проводить общественные слушания с привлечением экспертов из области искусства и культуры, и вывешивать проекты на всеобщее обозрение в Интернете (смотрите, с Шаляпиным же пусть не быстро, но все получилось!)? Это же нам, кировчанам, подарок, нам с ним дальше очень долго жить! В конце концов, Киров, его парки и скверы — общий дом, а не личная дача, где можно размещать какие угодно арт-объекты творчески одаренных друзей! А если не можете иначе, то лучше больше нам вообще ничего не дарите. Пожалуйста.
Кстати, в чем смысл подарка в виде ржавого рояля тоже непонятно. Рояль, как символ творчества Маликова, которое получается не вечно — инструмент сгниет — его музыку забудут? Хотелось бы знать мнение самого певца по этому поводу. журналисты, почему не спросили?
Искусство нужно понимать, человеку не одаренному тяжело воспринимать шедевры
Так сделайте какой-нибудь загончик для особо одаренных и выставляйте там свои арт-объекты. Никто не против) Также никто не против того, чтобы современные творцы впаривали богатым бизнесменам свое «ятаквижу» — и они держали это в своих частных коллекциях. Ради Бога! Но Ирина права: в общественных скверах должны стоять высокохудожественные вещи, ценность которых признана всеми.
По-моему такие скульптуры городу не нужны, да и другие тоже. Это как некоторые наставят дома на полке статуэток, сувениров -пустая трата денег. Никому они не нужны. Видимо наш пушок такого же типа человек.
Согласен, скульптуры не нужны, нужны памятники
А я за скульптуры. Приезжаешь в Казань, гуляешь на Баумана сердце радуется, красиво. думаешь, почему у нас-то подобного нет. Но ржавого там ничего нет
Согласна с Ириной, ставьте свои шедевры за забор у чёрного озёра. Видимо туда и переехали несчастные дети голодомора. Кто знает так ли это, напишите пожалуйста, очень интересно