До революции в России наиболее популярными героями народных анекдотов были пошехонцы (и вообще ярославские), с ними соперничали вятчане, жители Вятской губернии. Большая часть из нижеприведенных анекдотов взята мною из очерка этнографа и филолога Д.К. Зеленина «Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии» (1904 г.). Надо также отметить, что шутили друг о друге не только жители соседних губерний, но и соседних уездов, сел и деревень. Такие байки в народе были раньше очень популярны.
1. Вятчане всемером стреляли из ружья, купленного вскладчину. Все взялись — кто за приклад, кто за дуло. Одному места держаться не хватило, он промолвил: «Чать, и моя денежка не щербата!» и засунул палец в дуло.
2. Вятчане — толоконники. «Вятчане, где-то недалеко от города Котельнича, хлебали на реке Вятке толокно. Дело было так. Шел зимою по реке Вятке прохожий хлын (хлыновчанин — Е.В.), в сером азяме. Шел он из города Вятки. А было это в то время, когда город Вятка назывался Хлыновом. И вот вздумал хлын пообедать. Для этого он тут же на льду, вблизи проруби, выдолбил ножом ямку (колужинку), наподобие чашки, и своей «рукавичей зачерпнул из проруби водичи», которой и наполнил ямку; насыпал затем «толоконча», разболтал и, прикусывая ярушником, хлебал толоконо. О ту пору ехали мимо мужики, везли толокно. Завидев земляка, извозчики остановились.
— Щё, дядя, поделываешь?.. Ликося, толокончё хлебаешь! Хлеб да соль! (ликося — гляди-ка. — Е.В.)
— Милости прошаем, — ответил серый азям, а сам знай ложкой только «зафуфыривает».
Разманил азям извозчиков, сняли они свои «малахаи» и почесали затылки. Им тоже захотелось «толоконча». Но их была целая артель, а, стало быть, и чашка должна быть большая; однако они не задумались. Не долго думая, они всыпали в прорубь целый мешок толокна, благо ложки у каждого были, разболтали кнутовищем и попробовали хлебнуть, но хлебать было нечего: толокно пошло ко дну. Тогда они всыпали другой мешок, который также пошел ко дну. А хлын в азяме в это время покончил со своим толокном, снял шапку и помолился на восток.
— Кма ли высыпали? — спрашивает он (кма — много. — Е.В.).
— Два мешка, — ответили мужики. почесывая затылки.
— Ликося, какова мерека ухлопали, — сказал азям и пошел своей дорогой.
Долго толковали извозчики, как быть, и один из них, недолго думая, взявши ложку, нырнул в прорубь.
— А ведь он один там толокно-то слачет, — решили мужики, и, взяв ложки, один за другим нырнули в прорубь…»
3. Вятчане поросенка на наседала (на насест) сажали:
— Чепись, чепись, не то падёшь! курича о двух ногах, да чепиччя…
4. Вятчане колокол из лыка плели. «Щё это он не звонит: шлык да шлык?!» — А он сшит из лык. — Давай дальше за веревку дергать. Колокол с колокольни упал, да на крапиве повис.
5. Вятчане пришли в Казань и дивятся на высокую колокольню.
— Больно колокольнича-то высока! Как это хрест-от воткнули? — недоумевает один.
Другой отвечает:
— Как воткнули: колокольничу-то нагнули, да хрест-от и воткнули. Отпустили, она и сбрындила!
6. Идет Первая мировая война. Взрывается снаряд. Воронка. В нее прыгает русский солдат. Взрывы продолжаются. В ту же воронку прыгает другой русский солдат. Закурили.
— Ты откуда родом-то?
— Да я с Вятки.
— И я с Вятки.
Помолчали. Один задумчиво:
— Эта ж надо, а! Война — мировая, а воюют одни вятские!
7. Разговор в поезде.
— Вятский?
— Вятский.
— Знаю ваших! У вас поселок есть такой и речка — Тужа.
— Ну есть.
— А еще есть речки Пержа и Воя.
— И такие есть.
— Ну так вот, я к вам в гости приеду: за Тужу, за Пержу, за Вою.
Источник: history-anekdot.livejournal.com, фото: картина Татьяны Дедовой