Народные приметы с 6 по 12 апреля

6 апреля Захарий Постник. Канун Благовещенья

В этот день крестьяне очищали избы и дворы от нечисти, жгли костры за дворами, обходили избы кругами. Не выносят беды даже упоминания имени Захария Постника и бегут от того места, где чтут память могучего Духом монаха.

Молитвами подготавливали себя к Дню Благой Вести.

Раньше преступивших людское не пускали в церковь. Говорили, что нужно праведными делами прежде всего очистить себя, потом можно входить в храм Божий для общения с Господом.

На Захария коли ночь теплая — весна будет дружная.

 

7 апреля. Благовещенье. Третья встреча весны

Было в обычае в этот день давать волю птицам. «Птичий охотник» выносил клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.

В этот день, по народному поверью:

Птицы гнезд не вьют, девки кос не плетут. Коли птица на Благовещенье гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда не летать, не порхать ей. Век свой по земле ходить.

Под Благовещение, ночью сжигают свои соломенные постели, чтобы истребить болезни; скачут через огонь, чтобы избавить себя от призора; окуривают свои платья, чтобы предостеречь себя от обаяния.

С вечера под Благовещение молодежь переселяется с новыми постелями в холодные клети, а в избах остаются старики, больные и дети.

Пожилые женщины находят нужным на Благовещение пережигать в печи соль, которая оказывает чудеса в разных болезнях.

С пережженной солью пекут из хлебного теста бяшки (небольшие булки), назначаемые для излечения скота.

День-зимобор, весна зиму поборола.

На Благовещенье примечают: каким выдастся лето? Красен день — и лето будет красным, щедрым. Солнышко с утра до вечера — об яровых тужить нечего: благая весть — будет что поесть.

Дети запевали на Благовещенье:

«Матерь Божья, Гавриил Архангел, благословите, благословите!

Овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!»

В этот день Дева Мария получила от Господа благую весть: Архангел возвестил ей, что у нее должен родиться сын …. Это день общения Бога с Людьми. (Загодя, молитвами и чистыми помыслами, готовят себя к общению с Высшими Силами). Необходимо особо оберегать лучших от зла, ощущать единство с окружающим миром.

Приметы:

На Благовещение дождь, родится рожь.

Каково Благовещение проведешь, таков и весь год.

Если пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы.

Мокрое Благовещение — грибное лето.

На Благовещение хороший улов рыбы.

На Благовещение мороз — урожай на грузди.

На Благовещение гроза — к теплому лету, к урожаю орехов.

На Благовещение солнечный день — пшеница уродится, а если звезд мало на небе, то яиц мало будет.

Коли на Благовещение снег на крышах лежит, то на Егория (6 мая) будет еще на полях, с поля не уйдет.

Если небо безоблачно и солнце ярко — быть лету грозному.

Каков день, таков и конец месяца.

Если ветер, иней и туман — к урожайному году.

Если ветер холодный — будет холодное лето, а если ветер теплый, южный — то и лето будет теплое.

Покров не лето, а Благовещенье — не зима.

Если мороз — к урожаю яровых, будет много огурцов.

Зажелтела мать-и-мачеха, зацвела ольха — к сморчкам.

Рост сморчков совпадает с началом цветения медуницы.

Если первые грибы вырастают на пригорке — к летним дождям, поселились в ложбинке — к суше.

Если холодно, мороз — жди сорок каленых утренников, сорок морозов по утрам.

Если Благовещение без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

От семян, выбранных на Благовещение, вырастает такая капуста, которую не бьет мороз.

Черногуз прилетает, бурый медведь из берлоги встает.

Журавли летят высоко — к ненастью.

На пролет журавлей хороший лов рыбы.

Журавль летит к нам с моря — убавит нам горя.

Прилет кряков (кряковых уток) и куликов — на скорое тепло.

Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит.

Первые комары, черви, сморчки.

Мурашки (муравьи) оживают.

Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней — ежи, из куч — лесные муравьи.

Благовещение — важная дата для земледельца.

С этого дня начинались весенне-полевые работы.

Начало цветения осины — лучший срок посадки ранней свеклы и моркови.

 

8 апреля Гавриил Благовест

Заметив в этот день светлый восход солнца, убирают всю санную сбрую и говорят «Выверни оглобли».

Крестьяне нередко прощались с санями и ставили их под поветь до новой зимы.

На Гавриила не прядут, а то оттянет руки сухота. Женщины в этот день оканчивают последнюю пряжу. Если же которые продолжают еще прясть после этого дня, тем говорят: «Не пойдет впрок».

Стужа наведывается украдкой, под покровом темноты.

Приметы:

Во время распускания почек березы бородавчатой вылетают опасные вредители елей — жуки-короеды.

Зеленение черемухи показывает, что пора сажать ранний картофель.

Начало сокодвижения у березы повислой и бородавчатой.

Оттаивает почва, раскрывает почки черемуха, зацветает красная верба. Цветение вербы — сигнал выставки пчел на пасеке.

 

9 апреля. Матрена Настовица

Вешняя водополь скоро.

«На Матрену щука хвостом лед разбивает»

Отбирали в этот день из погребов половину репы на семена. Ведь бытовали на крестьянском столе испокон репа да капуста. А уж по весне, когда хлебные запасы были на исходе, именно каши из репы, кислые щи из капусты помогали крестьянскому роду дотянуть до лучка-зимняка, до щавеля и крапивы.

В этот день крестьянки в последний раз использовали благодатное назначение снежного наста: спешили холсты «онастить». С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние недели льняные холсты — для отбеливания. Места для этого облюбовывали  сразу же после Крещения: особую, защищенную от ветра, на солнечной  стороне, площадку с крепким настом, которую называли «настищем». Нерасторопные хозяйки, не успевшие к этому времени наткать полотен, тужили: «Чужие холсты постятся, а наших и в суровье не бывало». Суровьем называли напряденную льняную нить, смотанную в клубок. Промедление в этих заботах влекло потерю «прибытка» незадачливой ткачихой, который она могла бы выручить на весенних торгах, загодя наготовив холстов. Своевременное и старательное отбеливание холстов на последнем насте было в эти дни основной заботой сельских ткачей. Проворных мастериц тканого дела нахваливали во всех поколениях: «Пряла и ткала — весь дом одевала». После серпа и мотыги для сельской женщины главным орудием труда был ткацкий станок. Если стан ломался, то ткачиха сама его и налаживала: «Все богородицы ткачи, а наполовину и плотники». Так говорили о мастерицах на все руки. Конечно, без Божией молитвы и помощи святой Матрены никакое дело у ткачих не ладилось. «Баба ткет, а Бог ей рубашку дает».

В этот день крестьянки ставили свечу в церкви перед строгим образом, осуждающим нерадивых хозяек, — св.Матроной. Ее избрали покровительницей самого строгого и ответственного процесса в ткачестве — отбеливания новотканных холстов и льняной пряжи. Этот процесс дал название и изделиям, изготовленным из отбеленного холста. Говорили: «У нас белево на стлице», или: «Холсты постланы на белево». Бельем стали называть не только нательную, ночную одежду, но и постельные принадлежности.

Особенно высоко у селян ценилось белье, собираемое в качестве приданого для невесты. Если в ее сундуке находились белокипенная одежда, постель, занавески, то это считалось признаком высокой опрятности невесты. Осенённые благодатью святой Матрёны-Наставницы, русские крестьяне щеголяли в белопенных сорочках и спали на белоснежных простынях…

 

10 апреля Мать-и-мачеха

Мать-и-мачехи цветок теплит землю.

10 апреля теряет силу Степанов венок. Вили этот венок еще прошлым летом, 15 августа.

Вся семья, от мала до велика, собиралась на лугу. Травинка к травинке прикладывалась, цветок с цветком свивался. Приносили наши предки венок в избу. Славили его, вешали в красном углу. И оделял он своей красотой стены дома и живущих в этом доме.

Когда подступала беда, отрывала матушка от венка травы и цветы, водой, что вскипела в печи, окатывала. И добрый дух цветущего луга одолевал болезни, помогал душе человека поверить, что настанет светлый день.

До 10 апреля было дано человеку свое нутро от ломоты, от худобы избавить, а душу — от всех скорбей. Сказано ведь: «Полая вода, где стоит, там кипит». И вербы ветка, омытая в такой воде, творит чудо.

«Бей вербной веткой себя, охлестывай, покуда добрые силы в тебе не затеплятся». Свет душе можно возвернуть до 10 апреля. «Вешнее времечко береги!» — скажет старая бабка.

Мать-и-мачеха всяк снегодень после 10 апреля оделит материнской заботой. Даст своего огня, своего тепла. Мать-и-мачеха — что солнышко расцветшее. Кто пригнет этот цветок к земле? Наступит своей тяжелой ногой снег-старик? Подкосит тупой серп метели? Она — мать-цветок. Что бы то ни стало — она поднимается, несет свою ношу. И не оставит она того, кто в сиротстве поднимается. Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на белом свете!

 

Мать-и-мачеха

У мать-и-мачехи собирают как цветки, так и листья. Цветки срывают ранней весной, когда они только начинают появляться золотистыми высыпками. Отправляются за душистыми корзинками сухим солнечным утром, ведь в ненастье и к вечеру они так сожмутся, что и не найдешь. Остатки стеблей при корзинках не должны быть длиннее полусантиметра. Цветочный сбор сушат на чердаке под железной крышей, в комнате. На вкус он горьковатый, запахом не обладает.  Все-таки основная ценность мать-и-мачехи (по-народному — белокопытника, водяного лопуха, околоречной травы) в листьях. Именно они щедры на слизистые вещества, горький гликозид туссилагин, сапонины, кислоты, эфирное масло, живительные витамины. Заготовляют листья в пору их наибольшей свежести, в конце мая — начале июня, когда они сверкают ровной зеленью лицевой стороны и не попорчены ржавыми пятнами. Рвут листья с частью черешка, причем делают это осторожно, чтобы не выдернуть растение с корнем. Дома листья раскладывают на бумагу беловойлочной изнанкой кверху. Случайно попавшие пятнистые пластинки выбрасывают, годные сушат под навесом, разложив нетолстым слоем. Окраска сухих листьев почти «живая», хотя и усыхают они более чем в пять раз; на вкус они горьковатые. Хранят листья в коробках до трех лет, после чего запас обновляют.

Как употребляют в быту мать-и-мачеху? При простудном кашле хорошо помогает настой травы.

Для приготовления настоя полную столовую ложку сухих измельченных листьев заливают стаканом кипятка, настой выдерживают с полчаса, после чего процеживают, остужают и пьют по две чайных ложки до шести раз в день. Выздоровление от такого лекарства, разумеется, не всегда быстрое, зато нет побочных осложнений. Можно от кашля готовить и отвар (пропорции те же), принимаемый 3-4 раза в день по столовой ложке. В народе иногда используют смесь из цветков и листьев, подобная заварка целебна и для лечения верхних дыхательных путей.

Свежие листья белокопытника или кашицу из них полезно прикладывать на ссадины и потертости, язвы и мозоли. Подручное лекарственное средство особенно кстати в походе, на работах в лесу и в поле. Прикладывают листья этого растения и на участки кожи, пораженные рожей, впрочем, в таком случае лучше брать присыпку из толченой травы, а внутрь принимать отвар, как это делают при кашле. От насморка помогает сок из свежих листьев.

 

11апреля. Слушали березы

Говорили о белоствольной:

«Стоит дерево цветом зелено.

В этом дереве — четыре угодья:

первое — больным на здоровье,

второе — людям колодец,

третье — от зимы свет,

четвертое — дряхлым пеленанье».

Березовым соком отпаивали больных, чистили кровь, выгоняли немочь из желудка.

 

12 апреля. Иван Лествичник

Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зеленые ростки скорее ввысь поднимались, кланялись Лествичнику крестьяне.

В этот день пекли в деревне обрядовое печенье — «лесенки». Укладывали из теста два катыша супротив друг друга. И клали поперек порожки. Выкатывали порожки тоже из теста. Кто в семье был, и старому, и малому матушка выпекала свою «лесенку». Чтобы всяк рос в своем здоровье.

А порожков-то было двенадцать — по числу месяцев! Обгорел порожек в чьей-то «лесенке», матушка непременно посчитает, который это месяц грозит бедой. И уже смекала, как уберечь от беды.

Главное — не съеденная «лестница», а оживление памяти о древнем, добром и мудром наставнике, заботившемся о чистоте и крепости нравственных и духовных опор ближнего. Людям необходимо помнить, что «сегодня нужно быть лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня…»

Предыдущая статьяСледующая статья