Музей истории развития железной дороги ст. Киров посетила ветеран Великой Отечественной войны, работница локомотивного депо Киров Раиса Васильевна Кувалдина.
Для долгожданного гостя была проведена экскурсия. Раиса Васильевна призналась, что последний раз была в музее, когда он только открылся, с этих пор прошло уже 20 лет. Сам музей и экскурсия Раисе Васильевне очень понравились, ведь железная дорога была самой основной и важной частью её жизни. Поэтому не удивительно, что она часто дополняла слова экскурсовода, ведь сама проработала в Кировском регионе 40 лет, и все изменения и преобразования происходили при ее непосредственном участии.
После экскурсии в кругу давних друзей и молодых сотрудников Раиса Васильевна поделилась своими воспоминаниями о войне, дополняя свой рассказ фотографиями и ценными документами.
— Когда началась война, мне только исполнилось 12 лет, — рассказала ветеран Кувалдина. — Жили мы в небольшом городке Малоархангельск Орловской области. В 1941 году я окончила пятый класс, была в числе пионеров-активистов, отличницей учебы, занималась во всевозможных кружках и даже имела значок Ворошиловского стрелка.
В войну юная Раечка вместе с другими подростками помогала партизанам и действующей Красной армии, ходила в разведку, высматривала, где у противника расположены склады с боеприпасами и оружием, на том месте, где обнаруживались такие военные хранилища, подростки запускали ракеты. А войска Красной Армии наносили по ним удары. Однажды ей с товарищем Вовой удалось захватить «языка». Во время очередной разведки у одного из домов они увидели штабеля ящиков.
— Вовка открыл их — там лежали снаряды, рядом в машинах – тоже, — вспоминает Раиса Васильевна. — Дали сигнал ракетой — и деру от этого места, как учили. Вскоре по складу ударили пушки. Снаряды рвались и рвались… Мы незаметно перемахнули через бывший школьный сад и заметили на церкви немецкие пулемёты. Снова пустили ракету. Передвигались только по-пластунски, а мороз стоял страшный — минус 35. Ветер и колючий снег — в лицо. Ползем и видим — впереди белый бугорок и два черных ящика. Подползая ближе, услышали звуки рации — ти-ти-та-та! Там находился корректировщик. Переглянувшись, мы поняли друг друга с полуслова: “Будем брать языка!” Из-за ветра, дувшего в нашу сторону, он ничего не слышал. А я быстро схватила его за ноги, да так, что и десять человек не оторвали бы. Стала заматывать ему ноги перевязочными бинтами вместо веревки (нам их выдали на задание), Вовка рот кляпом заткнул. К ногам немца привязали и рацию. Да так и тащили до расположения отряда. Немец обморозил лицо, а с меня и Володи пот катил градом. Командир роты, встречая нас, еле сдерживал слёзы. Когда пленного фрица доставили в роту, оказалось, что он располагал ценными сведениями. На следующий день нас вызвали в штаб. Там уже находился и «ценный» фашист. Оторопев от вида невысоких, худеньких подростков, тот воскликнул на своём языке: «Боже! Что я вижу? Это же дети!» «Да, у нас и дети воюют героически!» — парировал командир. За эту операцию я и Володя были награждены медалями «За отвагу».
Но не всегда все проходило гладко. Во время одной из разведок она оказалась в плену у немцев. Всех пленных грузили в вагоны, Однажды на утренней поверке на плацу объявили, что здоровую молодежь повезут в Германию. Под вечер повели на станцию и стали грузить в товарные вагоны.
— В нашем вагоне был парень из города Ржев, — продолжает свой рассказ Кувалдина, — он в условиях концлагеря сумел сохранить штык от немецкой винтовки. Вот этим штыком, по очереди, мы стали разбивать деревянную обшивку у вагона. Получилась пройма, и в эту пройму стали прыгать прямо на ходу. Нас собралась группа 12 человек, бежали к лесу, у меня подкашивались ноги, горело все внутри, но ребята меня не бросили и тащили до местечка Заславль… Потом я оказалась в партизанском отряде…
В составе отряда Раечка взорвала 1190 рельсов, достала для отряда 14 винтовок, ящик со снарядами и 3 ящика с патронами, отравила 17 немцев.
— Фашисты безжалостно относились к белорусскому народу, — говорит Раиса Васильевна. — Своими глазами я видела, как каратели сжигали целые деревни вместе с людьми. Мне никогда не забыть открытый бой у деревни Суши Воложинского района Минской области, когда мы разбили почти весь батальон карателей. В этом бою я была ранена, семнадцать осколков от мины посекли мои ноги, а от взрыва я получила контузию. Домой я вернулась инвалидом, а было мне всего лишь 15 лет.
За 3 часа беседы Раиса Васильевна рассказала лишь малую часть своих воспоминаний, но это было очень эмоционально и захватывающе. Хотя и прошло 70 лет, но ей всё равно очень тяжело даются эти воспоминания. Она не раз повторяла, что от некоторых воспоминаний у нее мурашки пробегают по коже.
Не могли оставить эту жизнерадостную, боевую женщину без памятных подарков. Помимо цветов, сладостей и сувениров, подаренных Советом молодежи, Раисе Васильевне подарили буклет «Дороги железные. Люди золотые», в котором была включена статья «Партизанка Кнопка» о боевом пути Раисы Кувалдиной, подготовленная хранителем фондов Валерией Фофановой.
В конце встречи ветеран Кувалдина обратилась к Совету молодежи с напутственной речью, в которой призывала молодых работников не забывать ветеранов войны, уделять им внимание, помогать им.
Вас так мало осталось, счастья,здоровья, дорогие ветераны