Полномочия налоговых органов расширят

Полномочия Федеральной налоговой службы по администрированию НДС хотят расширить.

 

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект закона, который существенно усложнит жизнь предпринимателям, уплачивающим налог на добавленную стоимость. Согласно законопроекту, налоговики получат право лишать налогоплательщиков как налоговых вычетов по НДС, так и возможности снизить налогооблагаемую прибыль за счет произведенных расходов. Для этого предложено прописать в Налоговом кодексе Российской Федерации нормы, согласно которым не смогут являться основанием для вычетов и учета расходов счета-фактуры и документы, служащие для подтверждения расходов, подписанные неуполномоченным или неустановленным лицом, либо выставленные (подписанные) лицом, не осуществлявшим реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) или передачу имущественных прав. Исключение составят случаи, когда исполнение соответствующих обязательств в силу закона или договора может быть возложено на третье лицо. Кроме того, предлагается закрепить в кодексе общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты финансово-хозяйственной деятельности, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога.

 

Авторы законопроекта мотивируют принятие поправок исключительно заботой об интересах налогоплательщиков. Как указывается в пояснительной записке, из-за активного применения налоговыми органами различных оценочных категорий, таких как «экономическая обоснованность» и «должная осмотрительность», возникла необходимость законодательного урегулирования вопросов исключения возможности ограничения налоговыми органами прав плательщиков налогов, которые надлежащим образом исполняющих свои налоговые обязанности. При этом инициаторы поправок утверждают, что они не только не затронут интересы добросовестных налогоплательщиков, не злоупотребляющих своими формальными правами, но и будут способствовать созданию нормальных условий ведения бизнеса и созданию здоровой конкурентной среды для таких налогоплательщиков.

 

Следует отметить, что в настоящее время факт подписания документов ненадлежащим лицом оценивается исключительно судами, а само по себе подписание документов неустановленными лицами, как правило, не является основанием для отказа в принятии соответствующих вычетов и расходов. Это может произойти лишь при наличии совокупности фактов, свидетельствующих о фиктивности сделки. Помимо этого инициатива законотворцев идет вразрез с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27.05.2003 N 9-П, о правомерности законных действий хозяйствующих субъектов, направленных на уменьшение своих налоговых обязательств, вне зависимости от нанесения ущерба фискальным интересам государства и, соответственно, о недопустимости установления ответственности за такие действия.

 

Очевидно, что законопроект внесен с целью обойти мораторий на введение новых налогов, объявленный президентом Владимиром Путиным в декабре прошлого года. Получается, что можно не вводить новые налоги – достаточно придумать новые способы доначислять старые. Предприниматели опасаются, что расширение полномочий налоговой службы приведет к увеличению фискального давления на бизнес, который и так переживает не лучшие времена. Учитывая, что перед налоговиками поставлена задача по увеличению поступлений в бюджет при общем падении рынка, можно не сомневаться, что они используют расширение своих полномочий для усиления прессинга на предпринимателей. При возникновении спора с налоговой службой следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу.

 

Александр КИРПИКОВ,

Центр правовой помощи

Тел.: (8332) 49-42-43

http://jurist-43.livejournal.com/

Предыдущая статьяСледующая статья