7 сентября. Тит Листопадник
Тащит Тит в корзине последний гриб. Самый ядреный, без червоточинки.
И есть поверье, что рожденному в этот день счастье выпадет в зрелости.
Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян — в горшке толокно. Чтобы духота и гниль, внезапный огонь от стен овина отшатнулись, чтобы молотильщики и прочие работники добрым
словом работу начали. В этот день кисти рябины вывешивают на жерди под крышей.
«К этому дню не выкосишь овес — намотаешься до слез».
8 сентября. Наталья Овсяница
Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян — в горшке толокно. Чтобы духота и гниль, внезапный огонь от стен овина отшатнулись, чтобы молотильщики и прочие работники добрым словом работу начали. В этот день кисти рябины вывешивают на жерди под крышей.
«К этому дню не выкосишь овес — намотаешься до слез».
9 сентября. День Анфисы. Рябинник
Первый поклон рябиннику. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.
10 сентября. Моисей Мурин Анна Скирдница
Спешат в этот день необихоженные снопы в скирды убрать. В этот день славили урожай на Руси. Начинались веселые зазывные ярмарки.
10 сентября также день узрения и очищения. Моисею Мурину молятся об избавлении от курева и пьянства.
11 сентября. Иван Пролеток
Красно лето работой, а Иван Пролеток красными товарами. На Ивана-постного собирай коренья рослые. Начало Репных Дней. Репа – восстанавливающая прирост Рода, национальная гордость Святой Руси.
С 11 сентября начинается Бабье лето, которое продлится до 22 сентября.
12 сентября Свытник
Вот и последнее стелище на льны приспело. И овес убран. До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли еще с августовского жатвенника. Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.
13 сентября Журавлиное вече. День Киприяна
Начинают дергать корнеплоды (кроме репы) и копать картошку.
Журавли покидают родные Болота.
Будто слышим из осеннего неба мы в сентябре: «Прощай, матушка-Русь, я к теплу потянусь». Это слово журавлиное, горькое. И когда бы ни привелось нам его услышать, мы, не отводя глаз от выси небесной, еще клин журавлиный едва обозначен, замираем, ощущая себя частицей родного края.
Мы слышим журавлиное прощание, заповеданное птичьему роду из века в век, из сентября в сентябрь. Перед сознанием древний обычай, когда ребятишки по сырым выкошенным, жухлым полям бегут и кричат в ответ: «Колесом дорога!» Они кричат это, чтобы воротить по весне журавлей к родным полям.
Есть древнее поверье, что колесо не остановится на полпути, оно рассечет мглу, перед ним расступится нечистая сила, и ярое, живое, полное жизненной силы, желаемое человеком, оно воротится на родимую сторону.
На болоте
13 сентября ведали в деревне люди: журавли вече собирают. На болоте — журавлиный смотр, птичий спор: «Чьи крылья сильнее, чьи глаза видят яснее малое и великое на земле? Чье нутро выносливее? Кто впереди птичьей стаи будет лететь?» И журавли без веры не живут.
Говорят, что рожденный 13 сентября — Киприан, он посвящен бывает в заботы журавлиные. Он-то знает, да не разнесет по деревне, где хоронится журавль, крыло которого зверь к земле пригнул. Птица эта у человеческого жилья спасения искала. Киприану открыто и гнездо птицы, и жизнь трав на трясине.
Болотный огонь называют люди чертовой огниной. Человека, в неурочный час попавшего на болото, водит огонек этот, спасу не дает — близехонько вспыхнет, огарком обернется. А когда ступит заблудший в его сторону, то беда. В трясину угодит, или сила нечистая швырнет через кочку его кувырком.
А вот Киприану этот чертов огонь — нипочем. Киприан, мол, не обманется, на лихой ветер замахнется — тот отшатнется. На худой огонь обернется — и худой огонь изгаснет. Место тряское, недоброе Киприану — что путь протоптанный.
Ягода-клюква
В деревне верили, что рожденный 13 сентября знает путь к журавлиинику, к россыпи клюквенной. Красна, кругла ягода-клюква. От всякого века, землю обошедшего, ей дана сила полная. Ягода-клюква — от недуга, что насылают по осени на человека гнетуница и лихорадка. Они не только из человека, но и друг из друга жилы тянут. А уж коли к человеку пристали, то похолодят, каменят нутро-то.
Ягода-клюква на болотной трясине растет, по кочкам, а то и россыпью великой. Ее солнце печет, дождь хлещет, а журавль ждет, когда она полыхнет. Ягода-клюква мхом утирается, мхом укрывается. Мох ее тепло хранит. Недаром и в избе у человека мох тепло держит, хранит избу от темных сил, потому в избу нежить уж просто не проскользнет, а станет рассоху искать.
За журавлинкой, за ягодой-клюквой на болото ходили после 13 сентября. Ведь пристанищем силы темной, нечистой была зыбучая падь. Зелену ягоду-клюкву брать злу угождать, — верили в стародавние времена люди. Приговаривали: ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит зло в зыбучую топь!
А коли какая девка грех на себя возьмет, прежде срока, прежде 13 сентября, журавлинку оберет, в девку ту бесплодница может вселиться. У парня нечистая сила ум смешает. А коль баба какая иль мужик журавлинку прежде срока огребут, то помутит того, поводит по болоту, огоньком-то поблазнит, побессилит.