В начале сентября патрульно-постовая служба России отмечает 90-летие. Но если покопаться в исторических документах, можно обнаружить, что структуры со схожими функциями имелись еще несколько веков назад. Сами сотрудники ППС считают себя лицом органов внутренних дел. Ведь именно их граждане ежедневно встречают на улицах и по их поведению судят о полиции в целом.
На лошадях и мотоциклах
Еще во время правления Петра I имелись специальные чины регулярной полиции, отвечающие за порядок на улицах и в других общественных местах. В 1811 году было утверждено «Положение о внутренней страже», в обязанности которой входили «поимка воров, преследование и истребление разбойников, усмирение неповиновений и буйства, поимка беглых преступников, охрана порядка на ярмарках и празднествах». Уже тогда уделялось большое внимание тому, что в наше время называется «созданием положительного имиджа». Вот выдержки из инструкции городовым, датированной XIXвеком. «Они обязаны вести жизнь честную, ни в чем не зазорную, воздерживаться от пьянства, соблюдать опрятность и быть всегда одетым по форме. Наблюдая за сохранением приличия и благопристойности, городовые сами должны подавать пример в этом отношении не только на службе, но и вне оной».
Днем образования ППС в современном виде считается 2 сентября 1923 г., когда вышла инструкция постовому милиционеру, регламентирующая его права и обязанности.
В Вятке в конце 20-х был создан кавалерийский взвод, который вплоть до 1957 года обеспечивал несение наружной службы. Он дислоцировался на улице Герцена и имел на вооружении 30 сабель. Затем взвод был переведен с лошадей на механическую тягу, а в 1965-м на его базе образован опердивизион УВД штатной численностью 120 человек. Они патрулировали улицы на автомобилях и мотоциклах.
Следующим этапом развития ППС в Кирове стало появление в 1979 году отдельного батальона милиции при управлении внутренних дел. Каждая из трех его рот была закреплена за определенным районом города. Незадолго до распада Советского Союза внутри батальона появилась еще одна рота – специального назначения. Позже она составила костяк ОМОНа. 1 мая 1994 года батальон был преобразован в полк патрульно-постовой службы милиции.
Наконец, в 2011-м в результате реформы начал свою деятельность Отдельный батальон патрульно-постовой службы полиции, переведенный в оперативное подчинение УМВД России по городу Кирову. Его командиром назначен подполковник Андрей Шабалин.
Питер, Сочи, Казань…
«Ежедневно на улицы Кирова выходит около полусотни нарядов ППС, — рассказывает Андрей Николаевич. — Как правило, мы первым оказываемся на месте преступления, и скорость его раскрытия зависит от опыта и профессионализма. Поэтому подбору кадров уделяется особое внимание – случайных людей у нас нет. Бывают и особые задания. Скажем, когда в город приезжали Владимир Путин и Дмитрий Медведев, охрана порядка обеспечивалась, в том числе, и нашем подразделением.
Впрочем, только Кировом работа ППС не ограничивается. Сотрудники выполняют служебные задачи и в других регионах. Прежде всего, это касается Северного Кавказа, где в командировке постоянно находится 30-35 человек. Я лично был там четыре раза. Конечно, сейчас обстановка в той же Чечне спокойнее. В 2000-м, когда шла вторая кампания, пришлось нелегко.
Кроме того, мы несли службу в Сочи – во время тестирования спортивных объектов, и на недавней Универсиаде в Казани. Сейчас большая группа сотрудников ППС находится в Санкт-Петербурге на саммите «Большой двадцатки». Как правило, самому мероприятию предшествует подготовка: обучение, тестирование, медосмотр. Отзывы о нашей работе только положительные».
Новые технологии
ППС идет в ногу с прогрессом. Новые патрульные машины оснащены системами спутниковой навигации, позволяющими безошибочно определять местонахождение патруля в городе и направлять к месту совершения преступления ближайший наряд. Кроме того, в оперативно-служебных автомобилях есть поисковые системы, благодаря которым можно моментально установить личность гражданина.