Михаил Курашин: «Пионеры» современной России

«Свершилось!»- разнеслось над страной, когда стало известно, что 29 октября Президент страны подписал указ о создании «Российского движения школьников».

Многие посчитали, что наступила пора возрождения пионерии и видно из интервью, что данное решение воспринималось именно как создание новой общероссийской организации детей и подростков, схожей по целям и принципам работы с пионерской организацией. 

 

Первоначально обрадовался этому решения и я — ведь уже на протяжении нескольких десятков лет не раз слышал о том, что нужна объединяющая организация подростков (по аналогии с пионерией), которая могла бы помогать образованию решать воспитательные задачи и обеспечивала бы целостность работы с молодежью в стране, регионе или на уровне муниципалитета и конкретного города/села/деревни.

 
Однако, когда ушла первая эмоциональная «вспышка» радости, то на ее место пришли выводы, которые отнюдь не радуют…
Итак, Российское движение школьников (далее — РДШ) ставит перед собой цель «совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей». Вроде звучит неплохо, но где-то есть «фальш». Мне кажется, что сегодня «система культурных ценностей, присущая российскому обществу» не соответствует тому, что есть в публичном и непубличном плане.

 
Проведу простое сравнение:
Страна в период пионерской организации: патриотизм, ответственность, дружба, взаимовыручка, первооткрывательство, лидерство, трудолюбие
Современная ситуация: потребительство, индивидуализм, успешность, современность, толерантность
Думаю, что сравнивая эти «ценности» мы вряд ли сможем получить для подрастающих современных «пионеров» те примеры, которые будут их воспитывать и формировать мотивацию на позитивное движение к саморазвитию и реализация себя во благо страны или своего края.

 
Не внушает особого доверия и то, что курировать РДШ будет Россмолодежь. За последние годы эта структура ни чем себя не проявила в части формирования единой и целостной государственной молодежной политики, сведя всю свою деятельность к проведению так называемой «форумной кампании», тем самым фактически сняв с себя ответственность за системный сетевой подход в реализации ГМП. К сожалению, по аналогии с агентством, похожую позицию начинают использовать и региональные органы по делам молодежи, сводя всю молодежку к проведению региональных «форумов» и events (событиям, мерпориятиям). И если на региональных уровнях еще есть какие-то деньги на подобные действия, то на муниципальном уровне молодежная политика фактически перестала существовать из-за отсутствия средств и кадров.

 
В-третьих, идеология РДШ должна стать частью государственной идеологии, тем самым формируя стратегическую направленность созданного молодежного движения. Но на сегодняшний день, как и 15 и 20 лет назад, в стране до сих пор отсутствует и закон о ГМП, да и нет никакой внятной стратегии развития страны и молодежной политики в целом. И дело не в кризисе и санкциях, а в том, что к молодежи нет никакого интереса со стороны власти и олигархов, которые «рулят». Молодежь для них — «мясо» для политических «игрищ» и технологий. Достаточно вспомнить «Наши», «Молодая Гвардия», молодежные парламенты и т.п. И с таким подходом можно предположить, что РДШ вновь станет элементом избирательной кампании будущего года с акцентом на поддержку «одних» и противодействуя «другим» в борьбе за депутатские мандаты.

 
И, наконец, когда объявляют о создании нечто масштабного, крупного и идеологически востребованного нельзя игнорировать необходимость финансирования. Пока что в Москве рассматривают вопрос о том, чтобы профинансировать созданную под РДШ специальную организацию, но нет никаких разговоров о том, чтобы осуществлять финансирование строительства региональных и муниципальных подразделений РДШ. А без них не будет никакой общероссийской организации. Будет очередная «показушная» сеть из нескольких насильно формализованных в РДШ организаций и структур. Это мы тоже проходили.

 
Скорее всего, Москва сбросит финансирование на регионы и муниципалитеты. С муниципалитетами все понятно — будет переписано все молодое население и зачислено в организацию с «повязыванием галстуков» (как это было с развитием волонтеров). Опять же ясно, что под «активную работу» этих муниципальных отделений РДШ будут списываться все мероприятия из планов образования, культуры и т.д., как это делается и сегодня. Впрочем, понять муниципалитеты можно — как я говорил выше, нет ни денег, ни кадров, которые могли бы отвечать за эту работу в полной мере и на высоком профессиональном уровне.
С регионами ситуация тоже не лучше. В 2016 году в нашей области уходит в «небытие» областная программа по молодежке (она становится подпрограммой в рамках образования), бюджетных средств предусмотрено на уровне «кот наплакал», нет ни инфраструктуры, ни сетевой работы между УДМ и муниципалами, соответственно, нет никакой стратегии ГМП, нет приоритетов в работе с молодежью, нет методической базы, в 2015 году произошел фактический отказ от системности и т.д.. Что можно ждать от региона в таких условиях — не понятно…
Но повторю первоначальную мысль о том, что работу по созданию общероссийской объединяющей молодежной организации необходимо проводить и чем скорее она будет проведена, тем больше шансов на то, что страну перестанет «колбасить» и в социальном и в экономическом плане.

 

оригинал

Предыдущая статьяСледующая статья