Чтобы никому не было скучно!

Режиссер-постановщик Антон Нестеренко — о своей новой работе «Бобик в гостях у Барбоски» в Кировском театре кукол имени А.Н. Афанасьева

 

С творчеством Антона Нестеренко, как актера и режиссера, кировские зрители знакомы по его замечательной работе «Бобик в гостях у Барбоски». Она была показана на II межрегиональном фестивале «Вятка – Город Детства» в сентябре 2014 года.  Жюри и зрители тогда высоко оценили режиссерский талант Антона Нестеренко — постановка получила гран-при в номинации «Лучший спектакль». Мы тоже сразу влюбились в его веселых героев и решили, что наши зрители, не успевшие увидеть спектакль на фестивале, непременно должны пережить этот «эксцентричный квартирный погром в одном действии», как называет свою постановку сам режиссёр. И вот — мечты воплощаются на сцене! 29 мая в театре кукол состоится премьера спектакля «Бобик в гостях у Барбоски».

 

— Антон, что же Вам не хватало для счастья, у Вас столько актерских наград, множество интересных ролей, почему пошли в режиссеры?

 
— Чего-то, значит, не хватало! За время моей работы в Тюменском театре кукол у меня накопился опыт, понимание, как можно интересно поставить ту или иную сцену в спектакле. Все это привело к желанию сделать что-то свое, воплотить на сцене свои многочисленные идеи.

 

А практически началось все с того, что однажды меня попросили помочь поставить для детей благотворительный спектакль на Новый год, в котором играли исключительно видные бизнесмены Тюмени. Всего было пять таких постановок. В них в сказочно-театральной форме раскрывалась история Тюменского края, родного города. Отзывы о спектаклях были хорошие. И тогда директор театра Василий Пустыльников предложил мне поставить в нашем театре кукол спектакль «Волк и семеро козлят». Моя работа получилась удачной. Колесо закрутилось: главный режиссер Сергей Грязнов решил, что я созрел и вскоре поручил мне плановую постановку в театре. Я выбрал «Бобик в гостях у Барбоски». Но до сих пор я себя режиссером не считаю. Это профессия, которую надо доказывать каждый раз. Один-два спектакля режиссером тебя не сделают, надо каждой постановкой доказывать свою принадлежность к профессии.

1
— Этот рассказ Носова Ваш любимый с детства?

 
— Нет, скорей мультфильм по этому рассказу. Я долгое время крутил его в голове, примеривался так или иначе адаптировать его к театру кукол. Начал собирать приходившие образы, находки, в конце концов, у меня сложился образ целого спектакля, и я написал пьесу. На это у меня ушло почти десять лет. Потом, когда я пересмотрел известный мультфильм, оказалось, что некоторых эпизодов, которые есть у меня в спектакле, ни в мультфильме, ни в рассказе Носова нет. Но они не уводят зрителей от первоисточника, а только усиливают, ярко воспроизводят, благодаря эстетике театра кукол, авторскую историю необыкновенной встречи двух собачек. В спектакле мы видим собак в качестве героев, но на самом деле – это история про детей.

 
— Какую Вы поставили перед собой творческую задачу в спектакле?

 
— Она оказалась непростой и очень интересной. Я решил создать детский спектакль без использования современных технических новшеств, применяя только традиционные средства театра кукол, но так, чтобы спектакль получился на высоком художественном уровне, чтобы он пробуждал в детях воображение, заставлял их думать и фантазировать, а дети, привыкшие к «планшетному» видео, ахнули от удивления! И, конечно, чтобы никому не было скучно! Задача театра кукол, в первую очередь, состоит в том, чтобы всегда разговаривать с детьми на их языке, сохраняя что-то вечное и ценное.

3
— Не знаю, как Тюменские зрители, но наши вполне оценили игровую эксцентричность спектакля, сцена «волшебного полета» в космос двух собачек была чудо как хороша! Восторг в зале на фестивале был огромный! В новой кировской постановке будет что-то особенное, отличное от прежней?

 
— Конечно, будет! И это прежде всего главные персонажи: Бобик и Барбоска. Они сохранили прежнюю свою веселость, но образы собачек стали другими. Я считаю, что художник вашего театра Анна Кривошеева замечательно справилась со своей задачей. Характеры у кукол получились, что надо! Еще зрители в Кирове, думаю, будут приятно удивлены, когда увидят в спектакле многочисленные местные реалии. Не стану открывать все секреты, но, например, знаменитый «Вятский квас» на сцене появится.

 
— Традиционный вопрос: каким Вам видится будущее театр кукол?

 
— Проблема многих провинциальных театров кукол — отсутствие взрослого репертуара. В столицах этого достаточно. Для провинции стоит непростая задача – вернуть взрослого зрителя в зал. Как это сделать? Что поставить? Можно вложиться в большую, дорогостоящую постановку, но не факт, что сразу получится преодолеть сложившиеся стереотипы: театр кукол — это только для детей. Что поможет? Время, терпение и уверенность в выбранном пути!

 
Что касается новых медийных технологий: с одной стороны, я приверженец традиционного подхода, хочется — простоты! С другой стороны, глупо отказываться от электричества и переходить на лучину. Современные технологии расширяют рамки творческих возможностей. Все дело в художественной задаче, которую ставит перед собой режиссер-постановщик. Необходимо чувство меры. Не нужно всякий раз делать из спектакля лазерное шоу только для того, чтобы он понравился зрителям. Я за простоту, не за обыденность, шаблонность и прямолинейность художественных решений, а за точность «волшебства своими руками». Поверьте, это сложней и намного увлекательней!

 

Андрей Антонов

 
Справка
Антон Нестеренко — актер и режиссер Тюменского театра кукол.
Родился в г. Новотроицке Оренбургской области. Выпускник Екатеринбургского государственного театрального института 2006 года. Работает в Тюменском театре кукол с 2006 года. Лауреат премии Тюменского Дома актёра «Пчёлочка Златая-2007», премий «Лучшая мужская актёрская работа» Тюменского театра кукол, обладатель спецприза жюри в номинации «Лучшая мужская роль» фестиваля-конкурса «Золотой Конёк-2008».

Предыдущая статьяСледующая статья