Юридическим лицам с налоговой недоимкой более миллиона рублей могут притормозить смену местонахождения на другой регион.
Налоговым органам давно и хорошо известен такой способ ухода от уплаты налогов, как смена места нахождения юридического лица на другой регион. Изменение места нахождения используется налогоплательщиками, прежде всего, чтобы затруднить налоговикам проверку организации, поэтому налоговики не оставляют попыток затруднить миграцию компаний. С этой целью Федеральная налоговая служба издала письмо от 28.06.2016 N ГД-4-8/11555 «Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков», в котором порог задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, при котором сведения о принятом налогоплательщиком решении об изменении места нахождения или о начале процедуры реорганизации предоставляются в ФНС России, снижен до одного миллиона рублей.
Если раньше дополнительные контрольные мероприятия проводились в отношении мигрирующих организаций с задолженностью по обязательным платежам более десяти миллионов рублей, то теперь они проводятся при наличии налоговой недоимки в один миллион рублей. При расчете задолженности учитываются не только недоимка по обязательным платежам, но и штрафы, пени, доначисленные по результатам контрольных мероприятий. Предоставление информации осуществляется управлением ФНС того региона, из которого мигрирует налогоплательщик с налоговой недоимкой. Региональное налоговое управление обязано сообщить в ФНС России сведения о мигрирующей организации, размере задолженности и причинах ее образования, а также о причине миграции.
Как сообщается на сайте ФНС России, если у налоговых органов появятся сомнения в благонадежности налогоплательщика, они вправе на месяц приостановить регистрацию изменений в Единый государственный реестр юридических лиц для проведения более тщательной проверки. Между тем, в письме Минфина от 19.05.2016 N 03-01-11/28661 дано разъяснение по этому поводу, в котором подчеркивается, что решение о ведении деятельности на территории конкретного субъекта Российской Федерации принимается налогоплательщиком самостоятельно с учетом анализа экономических, финансовых и иных условий, которые могут оказывать влияние на результаты его деятельности. В этой связи введение запрета на изменение адреса (места нахождения) налогоплательщиков является недопустимым.
По имеющимся данным, ежегодная миграция юридических лиц (как вставших на налоговый учет, так и снявшихся с него) варьируется в пределах 2 % от общего числа зарегистрированных организаций. При этом в одних субъектах Федерации наблюдается стабильный прирост, в других — убыль. В подавляющем числе случаев бизнес не переезжает реально из региона в регион, а лишь меняет место регистрации. Связано это с тем, что региональные власти в целях повышения инвестиционной привлекательности региона и получения в будущем новых налоговых доходов в свой бюджет имеют возможность предоставлять налогоплательщикам преференции, создавать особые условия работы — вводить налоговые льготы, снижать ставки налогов. В такой ситуации миграция юридических лиц фактически обеспечивает равноправную конкуренцию между регионами.
Вероятно, такая ситуация не устраивает власти некоторых регионов, поэтому в Государственную Думу неоднократно вносились законопроекты, чтобы законодательно ограничить миграцию юридических лиц. Так, в 2015 году Законодательное собрание Вологодской области предложило ввести в качестве основания для отказа в регистрации организации в другом субъекте Федерации наличие у юридического лица недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам либо решения о проведении в отношении налогоплательщика-организации выездной налоговой проверки. Ранее с аналогичной инициативой выступали депутаты Законодательного собрания Алтайского края. Оба законопроекта были отклонены.
С 01.01.2016 ужесточен контроль и ответственность за предоставление недостоверных сведений при регистрации юридических лиц. Теперь налоговые инспекторы вправе проверить достоверность включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц сведений в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. При возникновении таких сомнений налоговый орган имеет право приостановить государственную регистрацию до окончания проведения проверки на срок до одного месяца. Помимо этого установлена уголовная ответственность за представление данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. В этой связи бизнесу необходимо с опаской относиться к всевозможным схемам «альтернативной ликвидации» (см. Лохотрон по ликвидации юридических лиц).
Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что сменив местонахождение юридического лица, можно уйти от выездной налоговой проверки или уклониться от уплаты налогов. Это далеко не так. Миграция налогоплательщика в другой регион до или после начала налоговой проверки не исключает возможность проверки уже по новому адресу. Если решение о налоговой проверке было вынесено до того, как в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении места нахождения организации, то проверку будет проводить прежняя инспекция. Если налогоплательщик успел сменить местонахождение до вынесения решения о начале контрольных мероприятий, то все документы и сведения о предполагаемых нарушениях будут направлены в инспекцию по месту регистрации юрлица.
Для защиты прав и законных интересов следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу.
Александр КИРПИКОВ
Центр правовой помощи
Все виды юридических услуг
Тел. (8332) 49-42-43 http://kirpikov.ru/