Начну с конца. С финального проникновенного пения Земфиры и влажных от слез глаз зрителей, выходящих с сеанса. Новый фильм Федора Бондарчука, как и любое настоящее художественное произведение, оставляет отпечаток и заставляет переживать и анализировать. Что-то вроде катарсиса. Такое бывает, но все реже в современном кинематографе…
Недавно схожие впечатления оставил фильм Альфонсо Куарона «Гравитация», где космос стал великолепными фоном для «человеческой комедии». У Бондарчука в высокотехнологичных декорациях войны («Сталинград» — первая российская лента в формате IMAX 3D) разыгрывается нешуточная драма, стирающая границы между «нашими» и «фашистами», когда герои фильма, причем не только советские солдаты, но и персонажи из стана врагов, в казалось бы, в самых нечеловеческих условиях, в адской кухне, в окопах Сталинграда, испытывают Любовь с большой буквы, чувство, скорее, божественное, лишенное полового начала и похоти. Если это и нельзя назвать откровением, то прозрением точно можно…
Сценаристы «Сталинграда» успешно оголливуживают некоторые эпизоды романа-эпопеи «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана, делая повествование во всех смыслах толерантным. Основная сталинградская история помещена в рамку-паспарту. Действие картины начинается в наше время.
Недавняя трагедия Фукусимы. Российский спасатель извлекает из завалов немецкую девушку. Мы не видим его лица, он неизвестный герой. Бондарчук как будто задает этим символичным актом систему координат всего фильма, делая акцент для иностранного зрителя, что мировой фашизм победили все-таки русские солдаты.
1942 год. Сталинград. Отряд разведчиков под командованием капитана Громова (Петр Федоров) совершает диверсии на территории, занятой немцами. «Наши» оказываются в полуразрушенном доме, стратегически выгодно расположенном прямо напротив переправы через реку. В развалинах они находят чудом выжившую девушку Катю (Мария Смольникова) и всем отрядом влюбляются в нее. Параллельно развивается немецкая сюжетная линия. Офицер вермахта Петер Кан (Томас Кречманн) похаживает в подвал к сталинградской блондинке Маше (Яна Студилина). Немец приносит хлеб и консервы и считает, что русская девушка, как две капли воды, похожа на его недавно умершую супругу. Как раз Петеру Кану и дан приказ «выкурить» русских из дома. Он же произносит отчаянные слова о бессмысленности любой войны, посылая проклятья небесам.
В фильме рассыпано немало почти мистических «фенек», начиная от объятых пламенем советских бойцов штурмующих немецкие укрепления (одна из самых сильных сцен фильма) и кончая невыносимым эпизодом ритуального сожжения матери-еврейки с ребенком в автобусе, которое трактуется лютым фашистским полковником как приношение жертвы богу войны.
Бондарчук снял «Сталинград», конечно, с прицелом на международную публику. Фильм уже вошел в лонг-лист номинантов на премию американских киноакадемиков «Оскар». Возможно, у картины будет неплохая судьба в мировом прокате. Но как примет «Сталинград» родной зритель? Не буду спешить с выводами. Подожду сводок, как стартовал фильм в первый уик-энд.