Знаете, что это такое? Это такой черный ящик с маленьким круглым отверстием в одной из стенок. Камера устроена таким образом, что свет, проходя через это отверстие, создает на противоположной стенке изображение. Только, в отличие от реальности, там, внутри, оно перевернуто вверх ногами.
Иногда у меня создается впечатление, что что-то перевернуто вверх ногами в наших головах.
На одном из кировских сайтов была опубликована новость об открытии нескольких инклюзивных групп в детских садах города, куда смогут ходить не только обычно развивающиеся дети, но и дети с особенностями развития. На мой взгляд, это очень хорошо. Конечно, мое мнение пристрастно, ведь наша организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» стала одним из инициаторов этих событий.
Но меня, мягко говоря, поразили некоторые негативные комментарии к этой новости. Конечно, все новое кажется чем-то странным, неправильным, ненужным, ведь оно нарушает устоявшийся уклад и заставляет нас изменить привычный взгляд на вещи. Но все когда-то было новым, прежде чем стать привычным. Вы не поверите, но уроки в классах по 40 минут тоже когда-то были придуманы специально. И ничего, прижились.
Конечно, нам, воспитанным на полнейшим разделении общества за «здоровых» и «больных» и даже отрицании самого факта существования «не таких» людей сложно представить, как это за одной партой вдруг окажутся ребенок с условной «нормой» развития (кстати, что такое эта самая «норма»: успеваемость на уровне госоценки?) и ребенок, который по каким-то параметрам в эту норму не укладывается. Но ведь это уже происходит. Уже сейчас в школах и детских садах вместе учатся дети из неполных, малообеспеченных, многодетных семей, в специальном подходе нуждаются и одаренные дети, и ребята с проблемным поведением, и те, для кого русский язык не является родным.
А если уж начинать говорить о плюсах инклюзивного образования, то придется добавить и терпимость, доброту, отзывчивость, желание помочь ближнему, которые воспитываются в детях сами собой, без нравоучений и назиданий, и отсутствие агрессии к другим, не похожим на тебя самого, и понимание сложности и разнообразия устройства мира. О том, насколько инклюзия полезна детям с особенностями развития я даже не говорю.
Так, может, пора поставить мир с головы обратно на ноги и взглянуть на ситуацию под прямым углом, а не через непонятный и давно бесполезный черный ящик?