Непростое решение

Непросто далось департаменту культуры Кировской области решение о назначении главных режиссеров в Театр на Спасской и Кировский драматический театр. Непростым было и решение двух режиссеров оставить свои театры и приехать на службу в Вятку.

 

Неоднозначно восприняли новость о новом главреже артисты одного из театров, о чем, смакуя, сообщили почти все региональные СМИ. С различной степенью достоверности и язвительности. Как ни крути, а все в этой ситуации выходит и сложно, и неоднозначно. Но так ли уж нужны в Год культуры подобные сложности на «фронтах искусства»? Во имя чего приносятся такие жертвы?

 

Казалось бы, цели и задачи, заявленные учредителем двух театров на состоявшейся 9 июня пресс-конференции прозрачны и ясны. По мнению начальства, отвечающего за культуру в регионе, в Театре на Спасской необходимо удерживать и даже поднимать ту высокую творческую планку, которой достиг театр в последние годы (читай: при Клокове и Павловиче, по умолчанию). А в «драме» и вовсе надо налаживать работу едва ли не с нуля: на рядовых спектаклях в зале сидят по сорок девять человек, отметил Александр Галицких, зампред областного правительства, представляя на пресс-конференции новых творческих лидеров кировских театров. Про ответственность учредителя за плачевное состояние дел в «драме» предсказуемо не было сказано ни слова. Мухи – отдельно. Котлеты – отдельно. Виноваты, как всегда, догадайтесь кто. Позиция ясная, однозначная и обсуждению не подлежащая.

 

Понятны и резоны назначенцев. Юлия Батурина, новый главреж ТЮЗа, покинула Серовский театр им. А. П. Чехова, которому посвятила два десятка лет, ради возможности работать «с такой удивительной труппой».

– Начался новый этап в моей жизни и творчестве, это трепетно и приятно, – поделилась своей радостью с журналистами Юлия Батурина на пресс-конференции.

Юрий Ардашев, назначенный в главрежи театра «драмы», покидает златоглавую и едет в провинцию ради «статуса» и возможности определять репертуарную политику театра. В Театре на Таганке любимому ученику Любимова (простите за неточность цитаты – «лучшему» его ученику, такой эпитет «присвоили» Юрию Алексеевичу в одном из местных изданий) такой возможности не давали. Что ж, здоровые творческие амбиции здоровой творческой личности. (Ничего физиологического, оставим это другим изданиям – и региональным, и столичным, которые едва ли не хорошим тоном считают обращать внимание на яркие физические данные при одном только упоминании фамилии Ардашева).

– Я рад возвращению на родину, возможности возглавить очень хороший театр. Я вырос на этом театре, впитал его соки, – объявил на встрече новый главреж «драмы».

Про соки прозвучало несколько зловеще. Показалось, верно. – Надеюсь, это будет долгая, позитивная работа, – тут же выразил уверенность «бывший вятский авангардист» (еще одна цитата из свежих вятских газет, которые– заметим мимоходом – порой пагубно влияют не только на пищеварение, но и на вкусы публики).

 

После чего публично признался в своей приверженности традициям русского классического репертуарного театра, которые планирует взять за основу в своей работе в кировском драмтеатре. Не обошлось без краткого экскурса в историю этого самого русского репертуарного. И цитат из Серафима Саровского и Питера Брука (впрочем, красивую фразу прославленного режиссера о том, что «в театре важны только три вещи – тишина, пространство и человек», Юрий Алексеевич, если верить Гуглу, цитирует далеко не впервые). Желание показать высокий интеллектуальный уровень, конечно, вполне простительно для человека, получившего столь блистательное образование: учился в Кировском училище искусств, в музыкальном училище им. Гнесиных, окончил ВГИК и РАТИ-ГИТИС. А вот на вопрос журналистов о ближайших творческих планах он ответил уклончиво:

– Я бы не хотел сейчас останавливаться на конкретных названиях. Это может быть что угодно – от Розова до Макдонаха. Здесь важен баланс. Запросы и зрительские ожидания. Важно не ошибиться. Вероятно, эту то творческую программу он и хотел донести до труппы, но шанса ему такого артисты не предоставили: они молча встали и вышли во время представления Ардашева а в качестве главного режиссера.

– Это не выпад конкретно против Юрия Алексеевича, это позиция по принципу «Баба-Яга против», – прокомментировал позицию творческого коллектива Александр Галицких на пресс-конференции.

 

Сам же главреж назвал произошедшее «целым спектаклем», подобных которому он видел немало на своем творческом пути. О пути этом, к слову, журналистам доложили подробно. И о номинации на «Золотую маску», и о том, что сейчас на Таганке идут пять его спектаклей. А вот о работе Ардашева в Государственном русском драматическом театре имени Н.Бестужева в Улан-Удэ, куда он был приглашен в 2011 году в качестве очередного режиссера, к сожалению, не рассказали. А было бы интересно. Как интересно и то, оправдаются ли чаяния режиссера на долгую работу в этом театре. Вот, скажем, надежды другого режиссера, Игоря Жетинева, назначенного в свое время в «драму» на эту же должность (не худрука, но главрежа – почувствуйте, что называется, разницу) и при схожих обстоятельствах, не оправдались. Тогда зрителям обещали «бомбу». Что ж, бомба взорвалась. Но не совсем в том смысле, в каком ожидалось. Невольно возникает ощущение, что спустя несколько лет чиновники от культуры вновь решили продолжить свою «подрывную деятельность» в отношении драмтеатра. Театра, заслуживающего лучшей участи. Театра, которому нужна не война, а любовь. Хотя общественность и пытаются много лет убедить в обратном.

 

Здесь в ход идут разные способы и приемы. В том числе постоянные противопоставления «драмы» с «интеллигентным» Театром на Спасской, не в обиду будет сказано (на прошедшей пресс-конференции противопоставление это слишком бросалось в глаза). Вообще, кажется, что в большой театральной семье города давно поделены роли. Старший ребенок в семье – самый непослушный, ершистый и проблемный. Театр юного зрителя – на ролях чувствительного юноши, нуждающегося в особой опеке и заботе. Ну а кукольный театр – «младший» – как в той при- сказке… Между тем как давно бы пора понять, что любить всех «детей» стоило бы одинаково. Или, по крайней мере, делать вид. Пока это удается не вполне. Со стороны это выглядит, как кому то пряник, кому то кнут. Очень сложно при таком отношении переменить характер, проявить себя с лучшей стороны и т.д., и т. п. Особенно если «родители» – директора и главные режиссеры – театру достаются все время приемные.

 

 

Ранее мы писали, что актеры кировского драмтеатра обратились с открытым письмом к врио губернатора

 

 

 

 

Елена Грачева
Фото автора
Предыдущая статьяСледующая статья