Дмитрий Вохмянин: Парковка — «трагедия общин»

На сегодняшний день оплата парковки во многих развитых странах является обыденным действием. Она сравнима с покупкой газеты, чашки кофе. Как транзакционное действие на нее распространяются все те же экономические законы ценообразования, есть свои понятия спроса и предложения. Но на сегодняшний день платная парковка для рядового гражданина нашей страны  – новшество трудное в восприятии ввиду фигурирования денег в этом вопросе.  Справедливый вопрос: почему я должен платить за то, что до этого было бесплатным?

 

Не сомневаюсь, что многие уже слышали об эффективности решения транспортных вопросов (пробок, хаотичного переполнения автомобилями общественных пространств и прочее) при введении платных парковок. В одной только Москве, в которой проблемы данного рода перешли все границы, система показала эффект:  увеличилась скорость движения в центре города до 10%, на 25% увеличилась пропускная способность магистралей (цит. Максим Ликсутов — заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы). Все бы хорошо, но у гражданина «неприятный осадочек» так и остался – он все же воспринял проводимые меры не как шаг вперед, а как урезания его собственных прав и свобод. Ему объяснили для чего все это нужно сделать, но не дали понять   почему это правильно. И именно в экономическом плане, ведь деньги являются в этом вопросе основополагающим камнем преткновения.

парковка

Для начала я бы хотел пойти от азов, основ, ввести некоторые упрощения,  сравнения с другими бытовыми ситуациями, введением основных понятий, которыми мы будем оперировать.

 

Мы привыкли, что экономическая теория оперирует лишь благами в том или ином виде имеющими свою цену. Но что делать когда благо невозможно оценить? Как определить общественную пользу в том или ином действии? Где та самая шкала, весы? Ученые умы в этом направлении тоже усиленно поработали: для этого в экономической теории было введено понятие экстерналий или внешних эффектов. Мы говорим, что экономическая ситуация влечет за собой внешний эффект со стороны потребления, если одного потребителя непосредственно интересует производство или потребление другого. У меня, например, имеются предпочтения вполне определенного характера в отношении того, что мой сосед громко играет на трубе в 3 часа утра или сидящий рядом со мной в ресторане человек курит дешевую сигару, или в отношении степени перегруженности дорог запаркованными автомобилями. Все это примеры отрицательных внешних эффектов, связанных с потреблением. С другой стороны, я могу получать удовольствие, глядя на цветы в саду у соседа, и это пример положительного внешнего эффекта, связанного с потреблением. Главный признак внешних эффектов (экстерналий) — существование товаров, которые интересуют людей, но не продаются на рынках. Не существует рынка музыки, громко исполняемой в 3 часа утра, как не существует рынка распространения дыма от дешевых сигар или рынка соседей, содержащих красивые палисадники. Именно это отсутствие рынков для внешних эффектов и вызывает ряд проблем.

 

 

Я не буду углубляться в ситуации, когда по определенным механизмам определены четко права, стороны собственности. Нас интересует именно ситуация нечеткого определения прав. В этом случае исход экономических взаимодействий, несомненно, будет характеризоваться неэффективностями того или иного рода.
Рассмотрим особенно широко известную неэффективность, именуемую «трагедией общин». Поставим эту проблему в ее исходном варианте применительно к общинным пастбищным землям, хотя существует множество других возможных ее иллюстраций. Сформулировал это понятие Г.Хардин (1968) именно на данном примере.

Представьте себе деревню из ста домов. У каждой семьи есть корова и все эти сто коров пасутся на пастбище около деревни. Пастбище способно прокормить определенное, ограниченное количество коров, т.к. они едят траву и топчут ее копытами.

 

 

У каждой семьи в этой деревне есть одна корова. Они, допустим, продают ее молоко и имеют с этого доход. Что будет, если одна семья заведет себе вторую корову? Была одна, а стало две — доход увеличивается на 100% При этом на пастбище пасутся уже не 100 коров, а 101. «Износ» поля увеличивается на 1% — в общем то ничего страшного. Значительная выгода при незначительном вреде.
Глядя на все это соседи так же начинают приобретать еще по одной корове. На пастбище пасутся уже не 100, а допустим 180 коров. Полю уже затруднительно прокормить такое количество, коровы съедают все подчистую. Если в такой ситуации какая-то семья откажется от второй коровы, то их доход уменьшается вдвое, а износ поля уменьшается на 0.6%, т.е. значительные потери при незначительном результате.
К тому же как в первом случае люди думают — «Почему у соседа две коровы, а у меня одна? Чем я хуже?» Так и во втором — «Почему я должен отказываться от второй коровы и терпеть значительный убыток, а другие будут богатеть?»
В этой ситуации естественное развитие событий — каждая семья в деревне заводит себе вторую, а то и третью корову. Получают со всего этого высокую прибыль до тех пор, пока коровы не съедят всю траву и не вытопчут все поле.

 

Проблема товаров общего доступа связана с проблемой распределения прав собственности. Отсутствие прав собственности на эти ресурсы не создает у кого-либо инициативы к поддержанию их использования на разумном уровне. Если договориться о сотрудничестве в использовании пастбища, им можно будет всем долго пользоваться. Если не договориться, то результатом станет «трагедия общинных владений». Избежать данной ловушки можно, установив определенные правила экономического поведения в обществе или специфицировав права собственности на эти ресурсы.
Городское пространство, в том числе и дороги, являются тоже ограниченными ресурсом, таким же «пастбищем».  Для него так же можно выделить появление негативных экстерналий в связи ростом автомобилепользования – это пробки, загрязнение воздуха и перегруженное городское пространство припаркованными автомобилями. И точно так же на дорогах сложно определить правовые вопросы собственности на все общественное пространство.

 

 

На сегодняшний день определяют три основных подхода к регулированию доступа к ресурсу:

— Администрантивный подход, использующий стандарты и нормативы для коррекции поведения источника экстерналий;

— Изменение правовых режимов собственности на общественные ресурсы;

— Использование рыночных (ценовых) механизмов регулирования.
Административный подход может подразумевать  как ограничение парковки, так и полный запрет таковой. Похожие методы действуют в Пекине — ограничения на выезд в город по номеру автомобиля. Этот же метод можно применить и к организации парковочного пространства. Судить об эффективности метода сложно: с одной стороны в методе отсутствует денежная составляющая, с другой – ограничение на передвижение (что является нарушением конституционных прав).
Правовое решение вопроса невозможно ввиду самого понятия о парковках, ведь они являются по определению ОБЩЕСТВЕННЫМИ.
Остается единственный метод – использование рыночных механизмов. Он основан на так называемом Пигувианском подходе (А. Пигу, а именно его работа «Экономика благосостояния»). Он дал начало новому направлению экономической мысли – экстернальной экономике.  Научным прорывом в экстернальной экономике явилась фундаментальная работа Рональда Коуза, в которой было показано, что распределить права собственности на ресурсы можно реально (например приватизации дорог) или созданием суррогатных рынков (с помощью так называемых торгуемых прав или разрешений). Система торгуемых прав базируются на положении теоремы Коуза.  Создание суррогатных рынков торгуемых разрешений апробировано для решения проблемы загрязнения. Доказано, что система торгуемых прав  на выбросы загрязняющих веществ автоматически выводит общество на эффективное решение при условии задания ограничений на общий объем выбросов.

 

Проблема парковок имеет узкое свойство внешних эффектов – сетевой эффект. В экономике и бизнесе сетевым эффектом (или сетевой экстерналией) называется эффект, который пользователь товара или услуги оказывает на ценность этого продукта или услуги для других пользователей. Классическим примером проявления сетевого эффекта является телефонная сеть. Чем больше пользователей владеют телефонами, тем более ценным является использование сети для каждого ее пользователя. Ценность возрастает при возрастании количества абонентов, так как подключение каждого дополнительного абонента означает возможность связаться с большим количеством людей. Это пример положительной экстерналии, потому что пользователь может приобретать телефон без намерения создавать ценность для других пользователей, но, подключаясь к сети, ненамеренно создает ее. Характер положительного сетевого эффекта выражается законом Меткалфа, который утверждает, что ценность сети возрастает пропорционально квадрату числа её пользователей. Выражение «сетевой эффект» часто применяется в позитивном смысле. Однако сетевые экстерналии могут быть и отрицательными, например перегрузка компьютерной сети, пробки на дорогах и конечно же проблема парковочных пространств. Сетевой эффект становится значительным после того, как достигается определенное число пользователей продукта или услуги, называемое критической массой. Именно эта граница и определяет момент введения ценовых механизмов регулирования пользованием.

 

Предыдущая статьяСледующая статья

1 Comment

  1. Ох как нехорошо воровать посты чужие. Вы бы хоть ссылку поставили