Дмитрий Вохмянин: Проект реформы транспортной системы г. Кирова

Начнем с целеполагания. Назначение представленного ниже проекта транспортной системы — достижение баланса в использовании личного и общественного транспорта в условиях имеющейся улично-дорожной сети, ускорение комфортных внутригородских транспортных корреспонденций жителей города Кирова. Согласно общемировой практике, такой баланс может быть достигнут путем реализации двух мер:
— создание комфортной системы общественного транспорта (далее — ОТ)
— дестимулирование владельцев личных автомобилей (далее — ЛА) к использованию ЛА для регулярных поездок по городу.

В представленном ниже проекте речь преимущественно пойдет о первом блоке мер, поскольку второй блок прежде всего связан с изменением парковочной политики в городе.
Говорят, «привычка — вторая натура». Любые изменения транспортной системы в любом городе прежде всего рушат те самые привычки в ежедневном транспортном поведении жителей. Ну вот привыкли горожане после долгого ожидания на остановке затем долго, медленно и тесно добираться из одного конца города в другой на одном автобусе, и стоит заговорить про пересадку, как тут же тебя закидают гнилыми помидорами. Или вот автомобилисты — ну привык человек в одиночку ездить из спального района в центр на работу на машине, вместе с другими машинами стоять в пробке, занимая все полосы, потом наматывать круги по узким улочкам в поисках парковки и в итоге бросать машину так, что зад торчит и по улице нормально не проехать, и стоит заикнуться о создании выделенных полос для ОТ, запрете парковки или введении платной парковки, так тут же в тебя полетят тухлые яйца. Возникает вопрос — откуда же у горожан столько гнилых помидор и тухлых яиц? Может быть, поэтому транспортные проблемы в городе только накапливаются и никак не решаются? Наши транспортные привычки это не позволяют. А менять нужно, и делать это нужно радикально. Об этом — дальше.

 

Немного про маршрутную сеть. Если троллейбусная сеть с советских времен претерпела несущественные изменения, то автобусные маршруты в 90е годы с подачи частных перевозчиков изменились полностью, формируясь достаточно хаотично. Именно тогда горожан начали приучать ездить по городу без пересадок, потому что новые маршруты преимущественно пролегали через весь город, и охватывали ключевые транспортные узлы. И вот за это «удобство» мы платим тем, что в транспорте и ругаем, — ежегодное повышение тарифа на проезд, устаревший подвижной состав, временами долгое ожидание и перебои в движении, дублирование маршрутов, большое количество ОТ в центре города. Ну не может в нынешней дорожной обстановке работать без перебоев и соблюдать расписание транзитный маршрут, пролегающий через весь город и уходящий в отдаленные микрорайоны (например, 14, 21, 46, 44, 54, 53). Конечно, может быть, экономика таких длинных маршрутов и неплоха за счет высокой сменяемости пассажиров в течение рейса, но в целом такая маршрутная сеть уже не устраивает и перевозчиков и администрацию города, вызывает нарекания пассажиров.
Поэтому уже не первый раз начинается разговор про пересмотр маршрутной сети, на уходящей неделе об этом вновь заявил Дмитрий Драный. И поскольку кировчане слабо верят, что городские власти что-то способны сделать по-хорошему, позволю себе предложить свое видение проекта реформы транспортной системы города.

 

Итак, базируется она на следующих вещах:

1. Удобная пересадка.
Пересадок не нужно бояться, если они осуществляются с соблюдением следующих условий:
— БЕСПЛАТНАЯ пересадка в течение одного часа с момента начала поездки
— остановки в рамках пересадочного узла расположены близко друг к другу (например, близко к перекрестку и пересадка осуществляется либо на той остановке, где пассажир вышел, либо нужно перейти улицу на перекрестке).
— ожидание в транспортном узле не превышает 3-5 минут (достигается за счет малых интервалов, об этом речь пойдет дальше).
— остановки должны быть комфортны для целей пересадки (просторные, с карманом для заезда ОТ, остановочным павильоном, защищающим от атмосферных осадков, регулярно очищающимися от снега и наледи зимой, от грязи летом — вроде прописные истины, но для Кирова их нужно сформулировать особенно).
Увеличивает комфорт как посадки в начале поездки, так и последующей пресадки, специальное приложение для смартфонов, а также сайт в интернете. Все вместе позволяет каждому пассажиру иметь полную информацию о времени прибытия транспортного средства на остановку. В пересадочных узлах информация может доводиться до пассажиров с использованием т.н. «умных остановок».

 

2. Приоритет движения ОТ по улично-дорожной сети
Достигается за счет использования системы выделенных полос на главных магистральных улицах города при условии наличия не менее двух полос — правая для движения ОТ и экстренных служб, левая — для ЛА. Данная мера одновременно является мерой по дестимулированию использования ЛА. Вместе с ней необходимы меры, систематизирующие парковку — запрет на парковку на обочине магистральных улиц (в крайней правой полосе, на первоначальном этапе требуется жесткий контроль за соблюдением данного запрета, включая штраф и эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей), парковка возможна только в габарите парковочных карманов. Для повышения пропускной способности на второстепенных улицах (где нет движения ОТ) возможно точечное применение временного ограничения на парковку и элементов платной парковки. Для водителей ОТ предусмотреть штрафы за необоснованный выезд за пределы выделенной полосы.

 

3. Виды маршрутов, интервалы движения, график работы
Маршруты делятся на следующие типы:
1. Транзитные (проходят через весь город, связывают несколько пересадочных узлов). Для этих целей предлагается использовать имеющуюся маршрутную сеть троллейбусов с небольшими изменениями. Справедливости ради надо отметить, что троллейбусные маршруты в Кирове проложены достаточно оптимально, и соответствуют основным пассажиропотокам, вот только на протяжении многих лет старые убогие машины, совершенно дурные вечерние интервалы, а также дублирование автобусами иногда на всем протяжении маршрута отучили кировчан пользоваться этим удобным экологичным видом транспорта.
Транзитные маршруты работают с 5.00 до 23.30
Интервалы движения в час пик (6.00-9.30, 15.00-18.30) составляют 3 минуты, в остальное время — 6 минут
2. Подвозящие (вывозят большие пассажиропотоки из различных районов до НЕСКОЛЬКИХ пересадочных узлов). Обслуживаются автобусами.
Подвозящие маршруты работают с 5.00 до 00.00. На подвозящих маршрутах используются автобусы большой и средней вместимости вперемешку в соотношении 50/50. Автобусы большой вместимости работают с 6.00 до 11.00 и с 15.00 до 20.00 с одним обедом. Автобусы средней вместимости работают с 5.00 до 00.00 с одной пересменкой и двумя обедами (в промежуток с 9.30 до 11.00 и с 18.30 до 20.00).
Интервалы движения в час пик (6.00-9.30, 15.00-18.30) составляют 3 минуты, в остальное время — 6 минут, с 22.00 до 00.00 — 9 минут.
3. Вспомогательные (служат для связывания микрорайонов по краткому пути, обеспечения транспортной связи микрорайонов с малым пассажиропотоком, дополнения подвозящих маршрутов на напряженных направлениях)
Вспомогательные маршруты работают с 6.00 до 22.00. На вспомогательных маршрутах работают автобусы средней и/или большой вместимости в зависимости от пассажиропотока.
Интервалы движения — индивидуальные для каждого маршрута, кратные 3 минутам (будут указаны для каждого маршрута в пункте «Маршрутная сеть»).

 

4. Комфортный подвижной состав
Наверное, самый затратный пункт предложенного проекта. Но масштабное обновление подвижного состава назрело очень давно. Из ключевых критериев: частичная или полная низкопольность, высокий экологический класс, система отопления и кондиционирования.
На транзитных троллейбусных маршрутах используются машины не ниже БКМ 321 и БТЗ-52768А.
Автобусы средней вместимости — не ниже МАЗ-206.
Автобусы большой вместимости — не ниже Лиаз-5293 и Нефаз-5299-10-32.
Для ориентира в качестве нижней планки качества привожу те модели, которые сейчас используются в регулярном движении в Кирове. Для соответствия по критерию «комфортный подвижной состав» необходима закупка современных транспортных средств, превосходящих указанную нижнюю планку качества.

 

5. Система сбора платы за проезд и расчеты с перевозчиками
Предлагается использовать имеющуюся систему электронной оплаты проезда, как с возможностью оплаты с помощью карты (со сниженной себестоимостью одной поездки), так и наличными средствами по установленному (предельному) тарифу. Количество возможных тарифных планов для электронных карт должно быть увеличено.
Предлагаются два ключевых нововведения:
— оплата работы перевозчиков (и как следствие — экипажей транспортных средств) в зависимости от количества времени, отработанного транспортным средством на линии, и соблюдения установленного графика движения, а также соблюдения водителем правил дорожного движения (требуется оснащение видеорегистраторами всего подвижного состава ОТ). Оплата осуществляется организацией, уполномоченной Заказчиком (муниципалитетом)
— сбор с пассажиров оплаты за проезд осуществляют кондукторы, которые являются сотрудниками организации, уполномоченной Заказчиком транспортных услуг (муниципалитетом) на сбор провозной платы и последующие расчеты с перевозчиком.
Данный порядок досконально регламентируется специальным нормативным актом.

 

6. Маршрутная сеть.
Ну а теперь — самое интересное, о чем можно спорить бесконечно. О том, куда проложить маршруты. На истину в последней инстанции не претендую, но считаю предложенную ниже схему оптимальной.

Транзитные троллейбусные маршруты:
Маршрут 1 — существующий 1 маршрут от Авитека до Сельмаша по улице Карла Маркса
Маршрут 2: Пл. Лепсе — К. Маркса — Воровского — Конева — Юровской — Строителей — Воровского и далее по маршруту.
Маршрут 3 — существующий 3 маршрут от Авитека до Чапаева через Октябрьский пр.
Маршрут 4 — существующий 4 маршрут от Авитека до Чапаева через улицу Ленина.
Маршрут 5 — существующий 5 маршрут от Сельмаша до пл. Лепсе через Попова, Воровского, Ленина.
Маршрут 6: по существующему сейчас 11 маршруту от Авитека до перекрестка Производственной/Щорса, далее по Щорса до ж/д вокзала.
Маршрут 7 — существующий 7 маршрут от Строителей до Центрального рынка через Попова и вокзал.
Маршрут 8 — существующий 8 маршрут, закольцованный в обе стороны через Московскую, Ленина, Воровского, Строителей.

Подвозящие автобусные маршруты:
Нумерация с нынешней маршрутной сетью не соотносится, номера маршрутов присвоены с севера по часовой стрелке. Особенностью большинства маршрутов является полукольцевой характер, на маршрутах — одна конечная остановка.
Маршрут 1: Авитек — Дзержинского — Октябрьский пр. — К.Маркса — Энгельса — Дерендяева — Московская — Октябрьский пр. — Дзержинского — Авитек
Маршрут 2: Северная больница — Свердлова — Октябрьский пр. — К. Маркса — Энгельса — Ленина — Профсоюзная — К. Маркса и далее обратно на Северную больницу.
Маршрут 3: Гнусино — Павла Корчагина — Коминтерн — Макарье — Дымково — Ленина — Энгельса — К. Маркса — Профсоюзная и далее в Коминтерн
Маршрут 4: Боровая — Коминтерн — Павла Корчагина — Гнусино — новый мост — Авитек.
Маршрут 6: Нововятск (Южная) — Советская — Ленина — Милицейская — К.Маркса — Театральная пл. Обратно — тем же маршрутом.
Маршрут 7: Нововятск (Механический завод) — Советская — Ленина — Тимирязева — Жд вокзал. Обратно — тем же маршрутом.
Маршрут 8: Радужный — Сошени — Красное — Ленина — Милицейская — Октябрьский пр. — Воровского — Ленина и обратно в Радужный.
Маршрут 9: Сл. Палкино — Чистопрудненская — Украинская — Октябрьский пр. — Энгельса — К. Маркса — Комсомольская — жд вокзал и обратно в мкр. Чистые Пруды
Маршрут 10: Дороничи — Щорса — Попова — Некрасова — Сурикова — Воровского — Октябрьский пр. — Энгельса — К. Маркса — Воровского и обратно в Дороничи через Сурикова и Попова.
Маршрут 11: закольцованный в обе стороны по улицам Московская — Дерендяева — Энгельса — К. Маркса — Воровского — пр. Строителей.
Маршрут 13: Кольцова — Лепсе — Октябрьский пр. — Московская — Дерендяева — Энгельса — К. Маркса и обратно на Кольцова через Лепсе.

Вспомогательные маршруты (в скобках указан интервал — час пик/межпик):
Маршрут 14: Хабаровы — Ганино — Дзержинского — Авитек (6/12)
Маршрут 15: Очистные сооружения — Большая Гора — Авитек (15/30)
Маршрут 16: Северная больница — Свердлова — Октябрьский пр. — Лепсе — Ломоносова — Московская — Менделеева — Воровского — Строителей — Ипподром — пос. Мирный — Шкляевская (6/12)
Маршрут 17: Порошино — Макарье — Дымково — Ленина — Энгельса — К. Маркса — Профсоюзная и обратно в Порошино (9/18)
Маршрут 18: Мал. Субботиха — Бол. Субботиха — Макарье — Дымково — Профсоюзная — К. Маркса — Энгельса — Ленина и обратно в Субботиху (9/18)
Маршрут 19: Красная Звезда — Дымково — Профсоюзная — К.Маркса — Энгельса — Ленина и обратно на Кр. звезду (15/30)
Маршрут 20: Заводская — Ленина — Инфекционная больница (6/12)
Маршрут 21: Вересники — Лесозаводская — Хлыновская — Ленина — Воровского — К. Маркса — Милицейская и обратно в Вересники (12/24)
Маршрут 22: Пос. Чистые пруды — Столбики — Украинская — Октябрьский пр. — Воровского — Горького — жд вокзал и обратно в Чистые пруды (9/18)
Маршрут 23: Пос. Новый — Украинская — Комсомольская — К.Маркса — Воровского — Октябрьский пр. — жд вокзал и обратно в пос. Новый.
Маршрут 24: ТЭЦ-5 — Советский тракт — Производственная — Солнечная — Юровской — пр. Строителей — Московская — Производственная и обратно на ТЭЦ-5 (12/24)
Маршрут 25: Базовая — Производственная — Щорса — жд вокзал — Горького — Воровского — Октябрьский пр. — жд вокзал и обратно на Базовую (15/30)
Маршрут 26: Садаковский — МЕТРО — пр. Строителей — Воровского — Производственная — Московская и обратно в Садаковский (12/24)
Маршрут 27: Мира — Сормовская — Р. Ердякова — Московская — Октябрьский пр. — Воровского — К. Маркса — Энгельса — Московская и обратно через Ердякова — Лепсе — Северо-Садовая — Вологодская на Мира (6/12)

Вот вроде бы и все — 8 троллейбусных и 27 автобусных маршрутов. Ни одно направление не упущено, вывоз в пересадочные узлы отовсюду обеспечен. Улицу Энгельса называю по-старому, потому что Преображенская дольше набирать:-)
Ну и напоследок — важная оговорка: никакие экономические расчеты и научная база вроде расчетов пассажиропотока и пропускной способности улиц под этот проект не подведены. Очень сомневаюсь, что в нашем городе они вообще делались при принятии каких-либо транспортных решений. Проект базируется исключительно на опыте пассажира, ЕЖЕДНЕВНО пользовавшегося ОТ г. Кирова более 20 лет, и желающего максимально быстро добираться из одной точки города в другую, как ранним утром, так и поздним вечером без использования личного автотранспорта. Согласитесь, не какое-то сверхъестественное желание городского жителя.
Прошу всех неравнодушных к этой теме максимального репоста и обсуждения, такая важная реформа в городе не может пройти без участия населения. Одно условие при обсуждении — предлагать оставить все как есть не надо.
Ну а теперь готов защищаться от тухлых яиц и гнилых помидоров:-)

 

Оригинал http://transport-43.livejournal.com/4650.htmlВ

Предыдущая статьяСледующая статья