о что обходятся жителям нашей области плохие дороги…
«Где нет понятия о чести, там, конечно,
остается искать одних выгод».
А.П. Ермолов.
С некоторых пор обращаю внимание на удивительное равнодушие большинства нашего населения к присвоению бюджетных средств, что особенно ярко проявляется в строительстве и ремонте автомобильных дорог.
Ничем, кроме как рабской психологией, это объяснить нельзя.
Поэтому и решил показать, сколько жители нашей области теряют собственных (не бюджетных) средств от плохих дорог.
В журнале «Советское краеведение» (1936, №4, с. 93-100), как-то увидел статью И. Тарасова «Потери от бездорожья».
Автор статьи глубоко проанализировал все потери от плохого состояния дорог, что очень актуально сегодня для нашей области.
Потери от плохого состояния дорог сводятся, в основном, к следующим:
— потери от уменьшения скорости;
— потери от увеличения расходов по ремонту.
В России во все времена было плохо с шоссейными дорогами.
В 1910 году, например, мощеных шоссейных дорог было во Франции – 563 тысячи верст, в Германии – 265 тысяч верст, в Англии – 256 тысяч верст, в Швеции – 58 тысяч верст, в Бельгии – 23 тысячи верст, а в Европейской России и Польше – 30 тысяч верст.
Бельгия, которая по площади была не больше Слободского уезда Вятской губернии, имела шоссейных дорог почти столько же, сколько вся Россия. («Вятский кооператор»,1919, №9, с.3 и 5, №16-17, с.13).
Считается, что в нашей области нормальные дороги стали строить только при В.В. Бакатине.
Однако, это не так.
Вот, что писалось в 1839 году в «Журнале Министерства внутренних дел»:
«Отличное состояние трактов на протяжении их по Слободскому уезду, особливо Пермского и Кайгородского, доказывает, что Вятская губерния, по справедливости, славится своими дорогами. Поддержание их составляет натуральную повинность, разверстываемую между жителями посредством раскладки на законном основании».
Корнилов Ф.П. Слободской уезд Вятской губернии в 1839 году – «Журнал Министерства внутренних дел», 1843, №12, с.414, 427, 457, 466.
Хорошие дороги в Слободском уезде отметил и Император Александр I во время своего путешествия по России в 1824 году.
Для подсчета потерь от бездорожья, составим по примеру И. Тарасова таблицу, но прежде сообщим читателю некоторые данные о работе автопарка области.
В области, по данным ГБДД на декабрь 2015 года, зарегистрировано 54.071 грузовая машина и 345.790 легковых машин.
Средний годовой расход горючего на грузовую машину, а они используются сегодня достаточно интенсивно,
составляет 50.000 литров.
По мнению большинства перевозчиков грузов, потери горючего от плохих дорог (снижение скорости, объезд ям на дорогах) составляют до 40%.
Грузовые. Легковые.
Количество автомашин
в области 54.071 345.790
Среднегодовой расход
горючего в литрах. 50.000,0 6000,0
Стоимость 1 л горючего
(в рублях) 30 30
Сумма затрат на горючее
в млн. руб. 81.106,0. 62.242,0.
Потери горючего в % 40% 30%
Годовая сумма потерь
в млн. руб. 32.442,0 18.673,0
Дополнительные расходы
на ремонт и запчасти
из-за бездорожья в год
на 1 машину (тыс. руб.) 240,0 60,0
Суммарные годовые
расходы на ремонт и
запчасти (млн. руб.) 12.977,0 20.747,0
Итого годовых потерь
(млн. руб.) 45.419,0 39.420,0
___________________________________________________________
Общие потери (млн. руб.) 84.839,0.
Стоимость 1 км нового
современного
асфальтированного
шоссе из двух полос (млн. руб.) 20,0
Длина шоссе из двух полос,
которое можно построить на
деньги от потерь (километров), 4.242,0
а из шести полос- 1.414,0
Надежный ремонт 1 км шоссе в нашем крае обходится в среднем 12 млн. руб.
Учитывая то, что у нас большинство шоссе из двух полос, на деньги от потерь можно было бы (надежно!) ремонтировать около 7.070 км шоссе ежегодно.
То есть, примерно от Кирова до Хабаровска.
Кроме того, при наличии хороших дорог значительно увеличатся потоки грузов в область, через область и из области, продажи продуктов питания, выручка придорожных магазинов, ресторанов, кафе и столовых.
А, самое главное, начнет быстро развиваться внутренний туризм и его инфраструктура, потому что станет выгодно строить современные туристические базы.
Развитие туризма даст толчок развитию производства сельскохозяйственных продуктов, строительства в сельской местности и, как следствие, экономики области.
Буквально на днях проехал со своими московскими гостями возле Центрального рынка по улице Свободы.
Дорога полностью «убита». Мои гости говорят, что больше нигде по пути такого не выдели.
При этом, прикиньте, сколько денег собирают известные структуры с рыночных торговцев…
Так что, прав был Алексей Петрович Ермолов…