Игорь Олин: «Контрольная» для учителей

В соответствии с изданными в регионах приказами органов управления образованием на основании задания Рособрнадзора учителя русского языка, литературы и математики в мае 2016 года должны пройти определённое тестирование, выполнив многочасовую письменную работу, связанную с проверкой знаний по предмету и методике преподавания. Форма проведения этого неожиданного экзамена чем-то напоминает ЕГЭ. Нововведение уже вызвало бурную и, в основном, негативную реакцию учительского сообщества.

 

«С какой стати?», — звучит вопрос в профессиональных кругах.

Действительно, с какой? Письмо Рособрнадзора поясняет, что исследование проводится с целью создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей, которая потом будет использоваться для повышения качества подготовки педагогических работников. Однако нейтральный тон письма мало кого успокаивает, потому что вопросы остаются.

 

1) Почему мероприятие проводится в авральном режиме без какой-либо предварительной подготовки? Ведь общеизвестно, что педагоги, хотя по роду деятельности связаны с постоянным оцениванием достижений учащихся, в большинстве своём очень неохотно идут и болезненно реагируют на процедуры, предполагающие их собственную оценку. Для учителя подобное испытание однозначно — психологический стресс. Так почему сделано всё, чтобы только усилить его воздействие: внезапность, принуждение, неизвестность (до последнего момента) содержания проверки, анонимность разработчиков и контролёров?

 

2) Зачем выбраны самые неудобные сроки? Ведь нарочно не придумаешь, словно авторы инициативы не имеют ни малейшего представления о школьных реалиях. В мае учителя русского языка и математики готовят выпуски 9-х и 11-х классов к обязательным экзаменам, у них каждая минута на счету, люди ночами не спят, переживая, как дети занимаются и сдадут. Консультации идут и в майские праздники, и в выходные, идёт индивидуальная работа со слабоуспевающими, многие из которых «оживают» только к концу учебного года. Нервное напряжение преподавателей достигает здесь своего апогея. И вдруг их ставят в условия, когда в школьную «страду» нужно ещё самим готовиться и сдавать экзамены. Издевательство!

 

3) К чему повальный охват, включая и вчерашних выпускников педагогических вузов, и стажистов-пенсионеров? Разве нельзя было предусмотреть подобные работы в рамках курсов повышения квалификации, которые каждый учитель нынче обязан проходить не реже одного раза в три года? И выборка была бы не менее репрезентативная, и тестирование органично вписывалось бы в их программу.

 

4) Учитель и без того проходит множество контрольных процедур. Он учился пять лет и сдал государственные экзамены на специальность. Каждые пять лет он должен либо аттестоваться, либо подтверждать соответствие занимаемой должности. Всякий его выпуск, результаты на государственной итоговой аттестации — это тоже проверка. Его рабочие программы ежегодно утверждаются школьной администрацией, а школы проходят аккредитацию и подвергаются контролю со стороны надзорных органов. Как в эту систему вписывается чьё-то вдруг появившееся желание ещё подиагностировать педагогов новым образом?

 

Посмотрел выложенные на специальном сайте демонстрационные работы для учителей русского языка и литературы (для учителей математики ещё не опубликованы). Вроде бы ничего страшного и сверхъестественного. Но проблема не в тестовых работах. Проблема, как всегда, в отношении к людям.

Предыдущая статьяСледующая статья