Просматривая журналы «Жизнь для всех» и «Кооперативная жизнь» за 1918 год, обнаружил интереснейшее выступление народного учителя, фрагментами которого хочу поделиться с почтенной публикой.
Этой теме у нас уделяется, к сожалению, мало внимания…
Из выступления народного учителя И. Овчинникова на съезде учителей начальных училищ Среднеазиатской железной дороги в апреле 1917 года:
«Взятый полностью, вопрос о взаимоотношении и взаимодействии между образованием и нравственностью является слишком сложным и слишком обширным, и потому не может быть предметом краткого сообщения.
Но есть один вопрос, являющийся самым важным, самым коренным и существенным.
Содержаться ли элементы нравственности в самой природе знания или знание в смысле нравственном является совершенно нейтральным.
Развитием внешних чувств, этого первоисточника всей психической жизни человека, мы в нашей школе совсем не занимались, предоставляя эту работу самой жизни, но попытки в развитии эстетического чувства учащегося мы все-таки делали через поэзию и музыку, через живопись и ваяние.
И тогда нам удавалось добиться того, что ученик не проходил равнодушно мимо какого-нибудь совершеннейшего произведения искусства, ученик переставал с жадностью набрасываться на какую-нибудь заведомую в эстетическом смысле гниль, но когда он, наоборот, сам пытался, или при помощи красок, или при помощи глины, создать какую-нибудь самостоятельную композицию.
Мы будем считать себя удовлетворенными, если сумеем не задавить в ученике природной жажды жизни, жажды движения и деятельности. Если сумеем развить в ученике способность ориентироваться во всяких условиях, способность проявлять инициативу и известную настойчивость в преодолении всякого рода препятствий.
Ученик оканчивает школу (неважно какую, среднюю или высшую – А.Р.). Вооруженный знаниями, как говорят образованный, он представляет силу, иногда очень значительную.
НО МОЖЕМ ЛИ МЫ СКАЗАТЬ НАПЕРЕД КАКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ, КАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЖИЗНИ ПОЛУЧИТ ЭТА СИЛА.
Вспомним сенаторские ревизии 1909, 1910 и последующих годов.
Какая масса образованных, даже блестяще образованных представителей КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА шла тогда на скамью подсудимых за всякого рода подлоги, взятки и мошенничества.
Воспитание нравственности является особым моментом в школьной жизни и стоит вне связи с преподаванием чисто учебных предметов.
В личной практике каждому из нас, безусловно, приходилось быть свидетелем таких случаев, когда требования формального образования становились в противоречие с требованиями нравственного воспитания.
Когда мне приходилось разрешать такого рода коллизии, я всегда склонен был интересы узко-образовательные принести в жертву интересам воспитательным, так как считаю, что в жизни добрые люди не менее нужны, чем люди много знающие.
ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ЖИЗНИ ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКА ОТ НАС СКРЫТЫ ( в связи с наследственностью индивидуума) и потому вопрос о нравственном воспитании не может быть решен полностью.
Принцип, который должен быть поставлен в основу практики, формулируется в трех словах:
ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
Вот обязательное и пока единственное условие и верный залог здорового нравственного воспитания».
«Жизнь для всех», 1918, №1, с.35-43.
А вот о чем писал журнал «Кооперативная жизнь»:
«С Россией произошло то же, что бывает с человеком или другим животным, когда он сразу попадает из душного помещения, где воздуху не хватает – в другое, где воздуху много и где он богат живительным кислородом.
Как известно в таких условиях животное приходит в неописуемое возбуждение, кровь начинает быстро, быстро двигаться у него в жилах, дыхание учащается до высшего предела – и при избытке кислорода животное погибает – задыхается…
Почти то же произошло с Россией.
Год тому назад Россия представляла собою одну из могущественнейших в мире держав, объединяющих одну шестую часть света и 150 миллионов человек, из которых 4/5 считали себя русскими.
Сейчас Россия представляет из себя страну, разорванную на куски междуусобицей. Страну, в которой вчерашние братья с невероятным ожесточением стреляют друг друга только потому, что один из них великоросс, другой – украинец, третий – казак. Один – солдат, рабочий, другой – интеллигент, «буржуй».
Год тому назад на военном фронте стояла и грудью защищала родину 13-ти миллионная армия, крепнущая с каждым днем, благодаря росту производства военного снаряжения, благодаря материальной помощи союзников: англичан, французов и японцев.
Сегодня в России нет армии, а то, что было армией, превратилось в толпы вооруженных людей, которые употребляют свое оружие для каких угодно целей, только не для защиты страны от внешнего врага.
Где найдутся те организующие силы и те материальные средства, которые помогут России встать на ноги и залечить свои тяжелые раны?
Силы эти есть, их не может не быть среди великого народа, создавшего государство, в котором не заходит солнце, выдвинувшего таких мировых гениев, как Лев Николаевич Толстой, сумевшего, наконец, в 10 лет построить кооперацию, перед которой с удивлением останавливается даже Европа.
Такие силы в недрах русского народа есть, но их надо разбудить, надо вызвать к жизни, к действию.
Строить государство могут только те, у кого есть какой-либо организующий опыт, только те, кто научился слова претворять в дело, научился силой организации спаивать людей воедино и заставлять их подчиняться единой воле».
«Кооперативная жизнь», 1918, №1, с.3-5.
«Сколько нетронутых богатств имеем мы на своей все еще огромной и все еще девственной русской равнине!
И в каком масштабе!
Мощный чернозем юго-востока России еще далеко не весь бывший под плугом. Колоссальные лесные богатства лили запущенные, или эксплуатируемые самым хищническим путем. Неисчислимые рыбные запасы, которые не столько идут на пользу человека, сколько истребляются им. Неразведанные тайны земных недр, обещающих самые разнообразные дары.
Вот те несомненные источники возрождения, обновления, расширения и усиления нашего народного хозяйства.
Были бы только живые силы, было бы только достаточно знаний, был бы только необходимый опыт, — одним словом, была бы только КУЛЬТУРА, без которой все эти и многие другие, еще не осознанные нами богатства, останутся бесполезными для человека».
«Кооперативная жизнь», 1918, №1, с.19.
Но, самый интересный материал ждал меня впереди…
Из статьи П. Черкасова:
«Люди культуры, кооператоры берут на себя просветительскую миссию. С ожидаемым крахом земств они хотят сосредоточить в своих руках всю краевую культурно-просветительную работу.
ЧТО ДАДУТ ОНИ В СВОЕЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ?
В состоянии ли они противопоставить что-нибудь человечное, чистое тем СОБАЧЬИМ НАРОСТАМ, которые выросли во время войны и революции?
Война приучила к чтению газет.
ГАЗЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАПОЛОНИЛ ДУШИ «ОБРАЗОВАННЫХ» ЛЮДЕЙ.
Создалась у них привычка каждый день иметь какие-либо душераздирающие новости.
Каждый мелочный факт, всякое грубое проявление злобы и насилия подхватывается местной печатью, комментируется на все лады и такими фактами и комментариями живет местное «КУЛЬТУРНОЕ» общество и не стало, кажется, у людей ни сил, ни уменья, ни привычки, подняться выше факта и дойти до какой либо общей мысли…
Они сами, впитавшие в себя весь яд убойной и человеконенавистнической эпохи.
ОНИ ВСЕЦЕЛО ЖИВУЩИЕ ГАЗЕТНЫМ СМРАДОМ И НЕ ИМЕЮЩИЕ НИЧЕГО В СОБСТВЕННОЙ ДУШЕ, НАРАСТИВШИЕ СОБАЧЬЮ ШЕРСТЬ НА СВОЕМ СЕРДЦЕ И НЕСУЩИЕ ЕЕ С СОБОЙ ВЕЗДЕ И ВСЮДУ.
Горе народу, если он не сможет обойтись без этих окультуренных со школьной скамьи, лишенных собственной мысли и инициативы людей с атрофированным сердцем, убитой душой…
«Жизнь для всех», 1918, №1, с.78, 82.
Не эта ли публикация в журнале анархистов «Жизнь для всех» (какое прекрасное название!) и дала толчок Михаилу Афанасьевичу Булгакову к созданию его гениального произведения «Собачье сердце»…
А сколько «собачьих сердец» ходит и сегодня рядом с нами…